“УТВЕРЖДАЮ”
Начальник
Росгоскарантина
А.С.Васютин
04
декабря 1998г.
Организация
фитосанитарного надзора
и сертификации лесоматериалов
(с дополнениями и изменениями на 01.11.1999)
1.Фитосанитарный
надзор и сертификация лесоматериалов
2. Фитосанитарные
мероприятия при транспортировке экспортной лесопродукции
3. Фитосанитарный
досмотр лесоматериалов
4. Техника безопасности при досмотре лесоматериалов
5. Порядок внутрироссийских перевозок лесоматериалов
6. Порядок экспорта лесоматериалов
7. Порядок импорта лесоматериалов
8. Обеззараживание леса и лесоматериалов
Целью фитосанитарного надзора и сертификации лесоматериалов являются:
- в договоре (контракте);
- в двухсторонних соглашениях между РФ и страной-импортером;
- в нормативных документах Росгоскарантина;
- в санитарном законодательстве страны-импортера.
Фитосанитарные требования включают:
- перечень карантинных районов, из которых запрещен вывоз лесоматериалов без специального разрешения, дата введения и общий срок карантина;
- наименование карантинного организма (русское и латинское); описание организма; признаки поражения лесоматериалов; наименование древесных пород, которые он преимущественно поражает; период времени в течении года, когда имеется наибольшая опасность распространения карантинного вредителя;
- требования к окорке лесоматериалов;
- требования к обеззараживанию (фумигация) и антисептированию лесоматериалов, наименование химикатов, в случае их применения при обеззараживании, уровень их концентрации;
- срок действия Фитосанитарного и Карантинного Сертификатов. При поставке на экспорт учитываются также требования контракта страны-импортера, международных конвенций и соглашений.
Сертификация проводится по заявке, направляемой в госинспекцию по карантину растений. Расходы по проведению сертификации и оформлению Фитосанитарного Сертификата несет заявитель, согласно действующим тарифам.
Вопросы, связанные с апелляциями и случаями реэкспорта, решает Росгоскарантин.
2. Фитосанитарные мероприятия при транспортировке экспортной лесопродукции
Лесопродукция экспортируется в зарубежные страны железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом, через пункты, где имеются Государственные инспекции по карантину растений.
При транспортировке подкарантинная лесопродукция досматривается инспекторами по карантину растений в присутствии грузоотправителя, а также представителя транспортной организации.
Перед досмотром инспектор по карантину растений проверяет наличие, правильность оформления и сроки действия сопроводительных документов, их соответствие перевозимому грузу.
Досмотру может подвергаться лесопродукция как до погрузки в транспортную единицу, так и в транспортном средстве (вагонах, судах, автомобилях).
Перед погрузкой на судно конкретной партии лесоматериалов, намеченной для экспорта в определенную страну, и предварительно накопленной в морском или речном порту, на железнодорожной станции и автопереходе, или ином лесном терминале, представитель грузовладельца должен представить ее к досмотру, а при наличии Карантинного Сертификата из района заготовки по усмотрению карантинного инспектора к предпогрузочному досмотру.
При погрузке лесоматериалов в транспортное средство по их бортам устанавливают стойки. При перевозках пиломатериалов и окоренного кругляка все стойки должны быть окорены. Использование неокоренных стоек допускается лишь при перевозках круглого леса в коре.
Перевозка лесоматериалов по железной дороге осуществляется россыпью и в пакетах , главным образом, в полувагонах, частично на железнодорожных платформах и в крытых вагонах.
Подавляющая часть лесных товаров перевозится в четырехосных вагонах грузоподъемностью до 60 тонн. Используют также двухосные и шестиосные платформы, которые имеют ряд преимуществ (большая грузоподъемность - до 90 тонн, возможность погрузки пакетами). Такие грузы как фанера, древесные плиты, паркет перевозятся только в крытых вагонах.
До погрузки в вагоны лесопродукция досматривается госинспекторами по карантину растений, однако, возможен и досмотр лесоматериалов, погруженных в вагоны. При этом проводится обследование только доступных для визуального досмотра участков лесоматериалов (верхний слой и торцы). ФС оформляется госинспектором на каждый вагон с лесом.
В соответствии с "Уставом железных дорог Российской Федерации" и "Правилами перевозок грузов" при отгрузке леса на экспорт выписываются накладные международного железнодорожного грузового сообщения. Одновременно с накладной составляется спецификация на каждый вагон и на все экспортные лесогрузы, где указываются наименование отгруженных лесоматериалов (порода, сорт, длина, толщина, количество, реквизиты), наименование поставщика, станции отправления и назначения, адреса получателя и заказчика, номера вагона и железнодорожной накладной, дата отгрузки.
При перевозках лесопродукции автотранспортом используют универсальные (с бортовыми платформами или универсальными фургонами) и специализированные автомобили (с кузовами самосвального типа, фургонами, специальными прицепами, имеющими спецоборудование, погрузочные краны и др.).
При автоперевозках выписываются автодорожные накладные международного образца, в которых даются адреса отправителя и получателя, описание груза и его объем, пункт автоперехода. ФС оформляется госинспектором на каждую машину.
Для перевозки лесных грузов морским и речным транспортом используются однопалубные суда-лесовозы, отличающиеся друг от друга грузоподъемностью (от 1500 до 6000 тонн), формой, величиной и расположением грузовых помещений, размерами грузовых люков, грузовыми устройствами, свободными палубными участками.
Примерно 1/3 товара грузится на палубе лесовозов. Этим достигается более полное использование грузоподъемности судна.
Для перевозки экспортных пакетированных пиломатериалов суда должны быть подготовлены согласно требованиям "Временных правил перевозки лесных грузов на судах Министерства Морского Флота".
После погрузки лесоматериалов составляется штурманская записка, являющаяся первичным документом, подтверждающим ответственность судна за принятие к перевозке лесопродукции (при подписании коносаментов).
При проведении досмотра на судах морского и речного флота инспектор в первую очередь обязан убедиться, что в судовых документах имеется отметка, разрешающая погрузку соответствующей партии лесоматериалов. ФС оформляется госинспектором на каждое судно.
Карантинный досмотр древесины и лесопродукции первоначально производится на верхних и нижних складах, в местах заготовок или на предприятиях производства и переработки лесоматериалов и лесопродукции. Карантинному досмотру также подвергаются лесогрузы в местах концентрации из других регионов Российской Федерации в морских и речных портах, а также на железнодорожных станциях, автопереходах и иных лесных терминалах.
Перед досмотром целесообразно выяснить время заготовки древесины на делянках. Заготовленная зимой лесопродукция не заселяется стволовыми вредителями, если древесина реализуется в зимнее время. Лет и заселение древесины насекомыми происходит в сроки с марта по ноябрь (в зависимости от региона), то есть в безморозный период.
Досмотр осуществляется госинспектором по карантину растений, по возможности при участии лесопатолога или сотрудника станции защиты растений, а на предприятиях производства и переработки - карантинного уполномоченного (из числа специалистов предприятия).
По требованию инспектора по карантину растений, администрация предприятий обязана выделять рабочих для предоставления к осмотру любой единицы лесоматериала (бревно, пиломатериалы и т.п.), находящейся в досматриваемой партии груза, указанную карантинным инспектором.
На основании проведенного досмотра инспектор по карантину растений выписывает Фитосанитарный или Карантинный Сертификат, лесопродукция сразу же грузится в автотранспортное средство и вывозится до места назначения.
Повторному досмотру лесогрузы подвергаются во время складирования и при сортировке в морских портах, на железнодорожных станциях, автопереходах и иных лесных терминалах.
Руководство морских и речных портов (пристаней), железнодорожных станций, автопереходов (пограничных пунктов) обязано выделять в распоряжение Государственной инспекции по карантину растений необходимые служебные помещения, транспорт, рабочих и вспомогательные материалы для проведения карантинного контроля и обеззараживания на их территории подкарантинных лесоматериалов и транспортных средств. (На автопереходах инспектора по карантину растений досматривают лесогрузы совместно с инспекторами Государственной таможенной службой).
Перед досмотром проверяется наличие и правильность оформления сопроводительных документов.
Повторному досмотру в судах, в вагонах и в автомашинах подлежат доступные для визуального осмотра сортименты.
Если при этом обнаружены объекты, являющиеся карантинными для Российской Федерации или для стран-импортеров, осмотр прекращают, судно (вагон, автопоезд) отводится на изолированный причал (железнодорожный состав или вагон на запасной путь; автопоезд - на участок, изолированный от любого вида растительности), где и проводятся соответствующие карантинные мероприятия. Во всех случаях обнаружения зараженной вредителями экспортируемой и импортируемой древесины инспектор на месте самостоятельно принимает решение о пересортировке штабелей (пакетов) и их обеззараживании, а в спорных случаях сообщает в областные, краевые, республиканские госинспекции, а также обращается в ближайшую карантинную лабораторию.
Окончательное заключение о карантинном состоянии груза после фумигации устанавливают на основании повторного досмотра, отбора проб и лабораторной карантинной экспертизы.
При несоблюдении грузоотправителями указаний инспектора по карантину растений, последний имеет право не выдавать Фитосанитарный Сертификат и сообщает об этом начальнику госинспекции для принятия более жестких санкций к нарушителям карантинной безопасности страны.
К работам по досмотру подкарантинных лесоматериалов в транспортных средствах, на складах, а также в прочих местах производства, переработки и хранения допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж.
Инструктаж по технике безопасности проводит ответственное лицо в областных, краевых и республиканских госинспекциях по карантину растений, назначаемое начальником госинспекции.
Со всеми вновь поступившими на работу, связанную с досмотром подкарантинных лесоматериалов, проводится вводный инструктаж, о чем делается соответствующая отметка в специальном, пронумерованном и скрепленном печатью журнале по технике безопасности.
Инспектор по карантину растений обязан хорошо знать правила внутреннего распорядка, безопасности движения, меры противопожарной безопасности, а также правила и постановления по морским и речным торговым портам, аэропортам, железнодорожным и автостанциям, почтамтам и т.д. применительно к условиям своей работы.
Проведение досмотра подкарантинных лесоматериалов в одиночку строго запрещается.
Досмотр подкарантинных грузоматериалов в ночное время суток осуществляется только в хорошо освещаемых местах. При отсутствии достаточного освещения досмотр должен быть перенесен на дневное время суток.
В зимний период, когда от головных уборов ухудшается слышимость, а также в ночное время суток, в метель, дождь, при тумане, обледенении необходимо быть особенно осторожным и внимательным.
При возникновении условий, опасных для жизни и здоровья, или препятствующих нормальному проведению досмотра, инспектор обязан прекратить работу по досмотру лесоматериалов и сообщить об этом начальнику (старшему инспектору) пограничного пункта по карантину растений или начальнику госинспекции по карантину растений.
Досмотр лесоматериалов после фумигации проводится только при условии их полной дегазации, после подтверждения специалистами фумигационного отряда.
К досмотру подкарантинных лесоматериалов, не допускаются беременные женщины, кормящие матери и несовершеннолетние.
Во время досмотра нельзя пользоваться открытым огнем для освещения, курить и принимать пищу.
Досмотр трюмов судов, складов, открытых и крытых платформ, контейнерных площадок выгрузки лесоматериалов, погрузочно-разгрузочных площадок, рамп, автопоездов проводится только при полной остановке погрузочно-разгрузочных операций с разрешения соответствующих служб. Категорически запрещается находиться в зоне проведения погрузочно-разгрузочных работ, а также выход в зону работы кранов и других механизмов до их полной остановки.
При исполнении служебных обязанностей карантинный инспектор должен быть в форменной, а при досмотрах лесоматериалов в специальной одежде и обуви. Одежда должна быть удобной, легкой и облегающей, без складок и лишних тесемок. Обувь должна быть спортивного типа с короткими шнурками.
При выходе на досмотр карантинный инспектор обязан иметь при себе специальную сумку с необходимым для работы оснащением.
Нельзя работать с неисправными инструментами, а также в непосредственной близости с другими досматривающими лицами.
При проведении досмотра подкарантинных лесоматериалов инспектор обязан при себе иметь индивидуальную медицинскую аптечку.
Досмотр подкарантинных лесоматериалов на территории морских и речных портов карантинный инспектор проводит после ознакомления с внутренними правилами безопасности при движении и работе, действующих на территории данного порта, или в присутствии специально выделенного провожатого.
Подниматься на судно и спускаться с судна для проведения досмотра лесоматериалов необходимо только с разрешения капитана или его помощника под присмотром специально выделенного провожатого из числа команды досматриваемого судна.
Прыгать с причала на судно или с судна на причал запрещается, независимо от высоты борта.
Выходить на досмотр судов, находящихся на рейде, разрешается при волнении моря не выше трех баллов. При большем волнении моря досмотр должен проводиться после перевода судна в район, где волнение не превышает указанную величину.
Проходить по судну разрешается только по освещенным местам. При необходимости пользоваться фонариком или переносной электролампой.
Запрещается находиться на крышках трюмных люков. Спуск в трюм для проведения досмотра лесоматериалов допускается с разрешения капитана судна или его старшего помощника, под присмотром ответственного лица, выделенного судовой администрацией.
При досмотре лесоматериалов в трюме первым спускается представитель судна, который проверяет исправность или наличие ступенек. Инспектор карантинного пункта спускается вторым. Поднимается из трюма инспектор карантинного пункта первым, а вторым представитель судна.
В трюме досмотру подвергается только верхний слой лесоматериалов. Запрещается самостоятельно двигать, передвигать, перекладывать, перемещать самостоятельно досматриваемый лесоматериал.
Досмотр лесоматериалов в аэропортах должен проводиться в специально отведенных для этого помещениях.
Необходимо проводить досмотр в хорошо освещенной комнате на отведенных для этого столах.
При досмотре лесоматериалов на железнодорожных станциях желательно участие соответствующих технических служб.
При досмотре лесоматериалов на железнодорожных и станционных путях необходимо строгое соблюдение правил безопасности, принятых на железной дороге.
При работе на контейнерной площадке не влезать на контейнеры, не стоять перед дверью контейнера при его вскрытии.
При досмотре лесоматериалов, погруженных навалом (в полувагонах, на платформах, лесовозах), проводится обследование только их видимых торцевых участков и верхнего слоя.
Подъем на вагон осуществлять только со специальных станционных платформ, или с помощью специальных подъемных средств (подъемники, лестницы, рампы, стремянки) при участии и с разрешения специальных железнодорожных технических служб.
Досматривать только устойчивые и хорошо закрепленные лесоматериалы.
Досмотр лесоматериалов (пиломатериалов) в крытых вагонах возможен только при выгрузке необходимого для контроля их количества специалистами по погрузочно-разгрузочным работам.
Категорически запрещается карантинным инспекторам самостоятельно двигать, перекладывать, поднимать подкарантинные лесоматериалы.
Досмотр автомашин и перевозимых на них лесогрузов должен проводиться на специально оборудованных, хорошо освещенных площадках.
К досмотру автомашин и грузов работник карантинной службы приступает только после полной остановки автомашины и выключения двигателя. Запрещается стоять у дверей автоприцепа во время их открывания.
Досмотр автомашины с высокогабаритными грузами должен проводиться с помощью легких устойчивых лестниц-стремянок, со специальных платформ, рамп и прочих приспособлений, при желательном участии соответствующих технических служб. Перед досмотром необходимо убедиться в надежности этих приспособлений.
При досмотре лесоматериалов, погруженных в открытые автомашины (самосвалы, лесовозы и др.) навалом, проводится обследование их верхнего слоя.
При досмотре лесоматериалов на складах категорически запрещается ходить по штабелям груза, находиться между штабелями и вблизи подаваемого к ним груза. По сыпучим лесогрузам (опилки, щепа и др.) разрешается ходить только по дощатым настилам.
Подниматься и спускаться на рампы складов и эстакады только по ступенчатым спускам или надежно установленным исправным лестницам.
Запрещается входить в неосвещенные помещения складов, служебные помещения, а также в узкие проходы и тупики.
Досмотр лесоматериалов, уложенных в штабеля на нижних и верхних складах, проводится путем обследования их торцевых сторон, а также верхнего слоя.
Подниматься необходимо только по лестнице (стремянке) приставленной к торцу штабеля или по не шатающимся бревнам.
Нельзя становиться на шатающиеся и двигающиеся части, а также передвигать, вытаскивать или перекладывать их.
Запрещается проводить досмотр лесоматериалов при лесоповальных работах.
Во время досмотра, при работе с режущими, колющими и рубящими инструментами, необходимо соблюдение личной безопасности.
Снимать кору ножом или стамеской необходимо от себя. При работе с топором, необходимо убедиться в его исправности.
Брать соответствующие пробы инструментами можно с хорошо закрепленных, не шатающихся лесоматериалов. Делать спилы древесины на штабелях категорически запрещается.
Инструменты должны быть удобными, легкими и находиться в чехлах или в специальных отсеках сумки.
5.
Порядок внутрироссийских перевозок лесоматериалов
(на основании письма-указания Росгоскарантина no
117 от 12.02.99.)
Перевозки лесоматериалов между субъектами Российской Федерации (областями, краями, Республиками) осуществляются по карантинному сертификату (КС), выданному инспекцией по карантину растений по месту отгрузки лесопродукции.
В карантинном сертификате должно быть указано:
- наименование и количество лесоматериалов;
- происхождение древесины;
- порода древесины;
- наименование пункта назначения (порт, пристань, железнодорожная станция и т.п.);
- получатель и его адрес;
- сроки отправки лесоматериалов;
КС выдаются Государственными инспекциями по карантину растений по результатам карантинного досмотра лесоматериалов перед отправкой. Досмотру также подвергаются транспортные средства (суда, вагоны, автомашины, контейнеры и т.п.), предназначенные для загрузки лесоматериалами. При наличии карантинных вредителей заявитель производит обеззараживание или очистку лесоматериалов, контейнеров, транспортных средств.
КС заполняется на оргтехнике, без исправлений и помарок, в трех экземплярах, из которых один направляется с грузом получателю, один транспортной организации, один - хранится в Инспекции выдавшей КС.
КС действителен в течении 30 дней с даты выдачи при наличии гербовой печати Госинспекции, выдавшей КС (ксерокопии и фотокопии печати не допускаются).
Все лесоматериалы, экспортируемые из Российской Федерации, должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом (ФС) с указанием района его происхождения и адреса зарубежного получателя. В случае, когда лесопродукция направляется в пункт для формирования экспортной партии, на месте выдается КС, а затем в пункте формирования на основании карантинного сертификата выдается ФС.
В случае, если на границу поступает лесогруз с ФС, выданным не более чем за 30 дней до этого, но просроченным по фитосанитарным правилам страны-импортера (некоторые страны Европы устанавливают срок действия сертификата 10-15 дней), на пограничном пункте сертификат переоформляется с новой датой выдачи.
ФС заполняются в трех экземплярах, из которых один направляется с грузом стране-экспортеру, (в случае отправки для перегрузки карантинный сертификат направляется карантинной инспекции по месту формирования экспортной партии для переоформления на ФС), один - транспортной организации, один - хранится в инспекции выдавшей сертификат.
В ФС должно удостоверяться отсутствие в лесоматериалах карантинных объектов, предусмотренных конвенциями и соглашениями по карантину и защите растений и требованиями стран импортеров в торговых договорах (контрактах). В случае проведения обеззараживания или антисептирования указывается наименование химического средства и его концентрация.
Бланк ФС заполняется на оргтехнике, разборчиво, без исправлений и помарок, на английском языке, или языке страны-импортера.
ФС считается действительным при наличии гербовой печати (ксерокопии и фотокопии печати не допускаются) соответствующей инспекции, выдавшей документ.
Экспортные партии лесоматериалов, зараженные карантинными, или другими опасными вредителями (в зависимости от требований страны-импортера), к экспорту не допускаются и подлежат обеззараживанию.
Суда, баржи, вагоны, контейнеры, предназначенные для погрузки экспортных лесоматериалов, подвергаются карантинному досмотру и в случае выявления вредителей подлежат обеззараживанию.
В случае возврата лесоматериалов из-за нарушения фитосанитарных требований вопрос об их обеззараживании и дальнейшем использовании решает Росгоскарантин.
Ввоз лесоматериалов из-за рубежа в Россию допускается при наличии импортного карантинного разрешения, выданного Госинспекцией по карантину растений РФ и фитосанитарного сертификата, выданного Службой по карантину растений страны-импортера.
Перечень лесопродукции, для которой необходимы указанные документы, предусмотрен "Номенклатурой основных подкарантинных продукций, грузов и материалов (товаров), ввоз которых в РФ и вывоз за ее пределы допускается только по разрешению органов Государственной службы карантина растений РФ" (Москва, 1999), письмами, указаниями Росгоскарантина № 99 от 02.09.99, №1061 от 08.09.99, №1115 от 11.10.99 и "Методическими указаниями по выявлению и диагностике сосновой древесной нематоды bursaphe-lenchus xylophilus и инструкциями по предотвращению ее заноса и распространения на территории РФ".
В импортном карантинном разрешении определяются сроки и пограничные пункты ввоза, условия и район использования лесоматериалов, от каких карантинных вредителей и болезней они должны быть свободны.
Импортные карантинные Разрешения выдаются по письменным заявкам заявителя.
ФС страны-экспортера должен соответствовать форме, принятой международной Конвенцией по защите растений ФАО и удостоверять, что данный груз свободен от карантинных объектов, установленных страной-импортером.
ФС страны - экспортера должен быть выдан на основании досмотра не позднее, чем за 15 дней до отправки лесоматериалов.
В случае поступления в пограничный пункт лесоматериалов, на ввоз которых нет импортного карантинного разрешения или фитосанитарного сертификата страны-экспортера, вопрос о пропуске в Российскую Федерацию таких грузов решается только Росгоскарантином.
Ввозимая импортная продукция из древесины, и товары, поступающие в деревянной таре, подлежат выборочному досмотру на границе и в местах поступления и реализации госинспекторами по карантину растений при участии карантинных уполномоченных предприятий.
Выполнение карантинных мероприятий на базах и деревообрабатывающих комбинатах контролируют местные госинспекции по карантину растений.
Вопрос о проведении обеззараживания и дальнейшем использовании зараженной импортной продукции местные госинспекции согласовывают с Росгоскарантином.
В настоящее время известны следующие способы обеззараживания древесины и лесопродукции:
1) фумигация;
2) термообработка;
3) физические методы;
8.1. Фумигация
Фумигация - способ обеззараживания продукции газообразными химическими препаратами (фумигантами): бромистым метилом, фосфином и др.
Бромистый метил (СНЗВr) - сильнодействующий инсектицид, сохраняющий токсические свойства при низких температурах (что очень важно при фумигации древесины в осенне-зимний период). Эффективен при высоких концентрациях и малом времени экспозиции. Обладает очень высокой степенью проникновения в древесину не только хвойных, но и твердолиственных пород (убивает возбудителя вилта дуба ceratocystis fagacearum).
Однако бромметил дорог, высокотоксичен для человека и других теплокровных, обладает высоким кумулятивным действием (накапливается в продукции), что вызывает негативную реакцию импортеров российского леса.
Фосфин (фосфористый водород РН3) - применяется во всем мире. Для большинства насекомых этот фумигант более эффективен при низких концентрациях и продолжительных экспозициях, чем при коротких экспозициях и высоких концентрациях. В последнее время более предпочтителен для импортеров российского леса, так как не обладает кумулятивным действием.
Необходимость фумигации определяется предписанием госинспектора по карантину растений на основании требований к фумигации страны-импортера.
Фумигацию проводят фумигационные отряды в морских портах и на пограничных железнодорожных станциях.
При поступлении лесоматериалов, не соответствующих требованиям контракта по карантинным вредителям и болезням леса, потребитель может провести обеззараживание на территории своей страны с компенсацией затрат на обработку за счет продавца.
Обеззараживание лесоматериалов при перевозке их в судах производят в трюмах в соответствии с "Инструкцией по обеззараживанию бромистым метилом сельскохозяйственной и промышленной продукции в трюмах судов от карантинных и других, отсутствующих в РФ, опасных вредителей растений и продуктов запаса".
При перевозке лесоматериалов по железной дороге фумигацию проводят в специальных фумигационных камерах или при герметизации вагона путем закрытия его синтетической пленкой.
Лесоматериалы могут быть подвергнуты фумигации также в штабелях под покрытием из синтетических пленок на причалах портов или на железнодорожных станциях. Конкретные рекомендации по технологии фумигации леса приведены в соответствующих инструкциях Росгоскарантина.
Таблица 1
Режимы
обеззараживания леса и лесоматериалов
бромистым метилом и препаратами фосфина
Бромистый метил СНЗВr
Температура (в°С) | Экспозиция (в часах) | Доза (г/м3) |
ПСКВ |
21 -26 | 24-36 | 50 | 450 |
16-20 | 48 | 50 | 700 |
11 - 15 | 48-72 | 60 | 800 |
6-10 | 72 | 70 | 1200 |
ПСКВ - произведение средней концентрации в г/м3 на время экспозиции в часах.
Фосфористый водород
РНЗ *)
Температура (в°С) | Доза (в г/м3) д.в. | Экспозиция (в сутках) |
21 – 26 14 - 20 6 - 13 |
2 4 6 |
3-5 4-5 4-5 |
*)
Минимальная концентрация РНЗ в среднем
330 мг/мЗ, но чтобы показания
не падали ниже 73 мг/мЗ
8.2. Термообработка
Обработка горячим паром. Эффективность метода обработки древесины горячим паром в камере основана на расщеплении протеинов и, частично, энзимов. Смертность насекомых в древесине повышается при повышении давления в камере.
Разновидностью обработки горячим паром является погружение зараженной древесины в бак с горячей водой (промачивание).
Сушка горячим паром одинаково эффективна при обеззараживании древесины от насекомых (например, жуков семейства lyctidae), нематод и возбудителей болезней (возбудитель вилта дуба ceratocystis fagacearum), причем не оказывает существенного влияния на качество древесины.
kiln drying (обработка сухим паром) - классический метод борьбы с насекомыми и грибами, применяемый в Западной Европе. Для обработки сухим паром используются специальные печи, в которых обрабатывают только пиломатериалы.
Сушка пиломатериалов при температуре 71°С обеспечивает гибель личинок усачей рода monochamus и переносимой ими сосновой древесной нематоды bursaphelenchus xylophilus. Время обработки зависит от размеров лесоматериала и составляет 1 час при размерах 4.5х9 см, а при размерах 14х14 см - 4 часа.
При более высоких температурах сушки - 82°С, чтобы добиться полной гибели жуков lytctus spp., достаточна экспозиция 30 мин. При этой температуре выдержка в течение 1 часа не наносит вреда механическим свойствам древесины.
8.3. Физические методы
Микроволновая обработка - это процесс помещения древесины в ультравысокочастотные электромагнитные поля от 500 до нескольких тысяч мегагерц.
Сухая древесина во время обработки остается относительно прохладной, в то время как находящиеся в ней насекомые нагреваются до температуры, превышающей летальные пределы.
Смертность жуков семейства anobiidae наступает, когда температура достигает 50°С при энергии 1500 ватт.
Эффективность микроволновой обработки бревен и пиломатериалов против возбудителей болезней леса (грибы, нематоды и т.д.) пока не подтверждена.
Гамма-облучение. Этот вид обеззараживания дает положительный эффект, но является очень дорогостоящим. Стоимость обработки 1м3 древесины составляет 60 центов.
Вышеперечисленные
способы обеззараживания древесины достаточно эффективны, однако требуют
значительных финансовых затрат (высокие технологии, производство фумигационных
и сушильных камер, поиск и испытание новых препаратов и т.д.).