Продолжение
Статья 9. Информационное  обеспечение  научной   и   (или)   научно-
 технической  деятельности
     1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности    имеют
право  на  обмен  информацией,  за  исключением  информации,   содержащей
сведения,  относящиеся  к  государственной,  служебной  или  коммерческой
тайне.
     2.  Правительство   Российской   Федерации   обеспечивает   создание
федеральных информационных фондов и систем в  области  науки  и  техники,
осуществляющих   сбор,   государственную    регистрацию,    аналитическую
обработку, хранение и доведение до  потребителей  научной  и  технической
информации, содействует изданию научной и  научно-технической  продукции,
приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий  о  научных  и
(или) научно-технических результатах за пределами  территории  Российской
Федерации.
     Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам  научной  и
(или) научно-технической деятельности доступ  к  указанной    информации,
право на  ее  приобретение  и  обеспечивает  им  доступ  в  международные
информационные фонды и системы в области науки и техники.
     3. В случае  ликвидации  государственных  научных  организаций,  при
которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)  научно-
технической  информации,  обеспечиваются  сохранность  указанных   банков
данных и  баз  данных  и  передача  их  правопреемникам  в  установленном
порядке.

 См.  Положение   о   государственной    системе      научно-технической
 информации, утвержденное постановлением Правительства  РФ  от  24  июля
 1997 г. n 950

     Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных  видов  научной  и
                (или)  научно-технической  деятельности
     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать   порядок   проведения    научных    исследований    и
использования научных и (или) научно-технических  результатов,    которые
могут создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан,
окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные виды научной и   (или)    научно-технической
деятельности;
     вводить в  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации
случаях ограничения на право  использования  отдельных  научных  и  (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим    секретности
и осуществляя надзор за его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические  требования  к  отдельным
видам научной и (или)  научно-технической  деятельности.

           Глава iv. Формирование и реализация государственной
                       научно-технической  политики

     Статья 11. Основные  цели   и   принципы   государственной   научно-
 технической  политики
     1. Основными целями государственной   научно-технической    политики
являются развитие, рациональное размещение  и  эффективное  использование
научно-технического потенциала, увеличение вклада  науки  и  техники    в
развитие экономики государства, реализацию  важнейших  социальных  задач,
обеспечение   прогрессивных   структурных   преобразований   в    области
материального    производства,    повышение    его    эффективности     и
конкурентоспособности продукции,  улучшение  экологической  обстановки  и
защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности
государства и безопасности личности, общества  и  государства,  упрочение
взаимосвязи науки и образования.
     2.   Государственная научно-техническая политика      осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой  отраслью,  определяющей  уровень
развития производительных сил государства;
     гласность и использование различных форм общественных обсуждений при
выборе приоритетных направлений развития науки  и  техники  и  экспертизе
научных и научно-технических программ и  проектов,  реализация    которых
осуществляется на основе конкурсов;
     гарантия    приоритетного    развития    фундаментальных     научных
исследований;
     интеграция   научной,   научно-технической    и      образовательной
деятельности на основе различных форм участия  работников,  аспирантов  и
студентов   образовательных    учреждений    высшего    профессионального
образования  в  научных  исследованиях  и   экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе    образовательных
учреждений высшего  профессионального  образования,  научных  организаций
академий  наук,  имеющих  государственный   статус,   а   также   научных
организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
     поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности  в  области
науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки  и
техники;
     стимулирование  научной,  научно-технической    и      инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной, научно-технической и инновационной    деятельности
посредством создания системы государственных  научных  центров  и  других
структур;
     стимулирование  научной,  научно-технической    и      инновационной
деятельности субъектов  Российской  Федерации  и  интеграция  их  научно-
технического  потенциала;
     развитие   международного   научного    и        научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.

     Статья 12. Полномочия  органов  государственной  власти   Российской
                Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов
                Российской Федерации в области формирования и  реализации
                государственной  научно-технической  политики
     1. К ведению органов  государственной  власти  Российской  Федерации
относятся:
     разработка и проведение  единой  государственной  научно-технической
политики;
     выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской
Федерации;
     формирование и реализация федеральных научных  и  научно-технических
программ  и   проектов,   а   также   определение   федеральных   органов
исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
     финансирование научной и (или) научно-технической деятельности    за
счет средств федерального бюджета;
     установление  системы   экономических   и   иных   льгот   в   целях
стимулирования  научной  и  (или)  научно-технической   деятельности    и
использование ее результатов;
     содействие развитию научной, научно-технической   и    инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление  государственными  научными  организациями   федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств по научным и  научно-техническим  программам
и  проектам,   предусмотренным   международными   договорами   Российской
Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование  единых  систем  стандартизации,  обеспечения  единства
измерений,  сертификации,  научно-технической  информации,      патентно-
лицензионного дела и управление  ими;
     установление государственной системы аттестации  научных  и  научно-
технических  работников.
     Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных
органов исполнительной власти в области формирования и реализации  единой
государственной научно-технической  политики,   утверждает    федеральные
научные и  научно-технические  программы  и  проекты   по    приоритетным
направлениям развития науки и техники.
     Формирование и практическое  осуществление  государственной  научно-
технической политики гражданского назначения  обеспечивают   Министерство
науки и технической политики Российской Федерации или  его  правопреемник
совместно с  Российской  академией  наук,  отраслевыми  академиями  наук,
федеральными органами исполнительной власти.

 См. Положение  о  Министерстве  науки  и  технологий  РФ,  утвержденное
 постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. n 1586

     Формирование и практическое осуществление  государственной  политики
поддержки приоритетных  направлений  оборонной  промышленности,  отраслей
оборонного значения и связанных с ними науки и  образования  обеспечивают
органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.
     2. К совместному ведению органов государственной  власти  Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
относятся:
     формирование экономического механизма осуществления  государственной
 научно-технической  политики;
     организация  научно-технического  прогнозирования;
     размещение объектов  научно-технического  потенциала   и    создание
инфраструктуры научно-технической и  инновационной  деятельности;
     формирование  рынков  научной и (или)  научно-технической  продукции
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     формирование   научно-технической   базы    научных      организаций
федерального значения, находящихся на  территориях  субъектов  Российской
Федерации;
     разработка и реализация мер по социальной защите научных  и  научно-
технических работников, в том числе их материальное  обеспечение;
     формирование совместных фондов  научного,   научно-технического    и
технологического развития;
     международные научные связи.
     3. К ведению органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации относятся:
     участие   в   выработке   и   реализации   государственной   научно-
технической  политики;
     определение приоритетных направлений  развития  науки  и  техники  в
субъектах Российской Федерации;
     формирование научных и  научно-технических  программ   и    проектов
субъектов Российской Федерации;
     финансирование научной и научно-технической деятельности  за    счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     формирование  органов  управления  в   сфере   научной   и   научно-
технической    деятельности    субъектов    Российской    Федерации     и
межрегиональных органов;
     управление  государственными  научными  организациями  регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль  за  деятельностью  государственных   научных   организаций
федерального значения по  вопросам,  относящимся  к  полномочиям  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     создание условий  для  более  эффективного  использования  имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-
технического и технологического  развития;
     осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к
ведению органов государственной власти Российской Федерации.
     4. По вопросам совместного  ведения  органы  государственной  власти
Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с
соответствующими органами  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации в форме:
     подготовки    совместных     предложений     о     совершенствовании
организационно-экономического  механизма   научной   и      инновационной
деятельности;
     участия  представителей  соответствующих   органов   государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   в   составах   научных    и
координационных  советов  по   проблемам   науки   и   техники,   научно-
технических комиссий, экспертных и рабочих групп,  создаваемых   органами
государственной власти Российской Федерации;
     взаимной  передачи  отдельных  полномочий  на  координацию   научно-
технической деятельности, затрагивающей совместные  интересы   Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и реализации совместных  мер  по  содержанию  и  развитию
социальной сферы научных организаций.

     Статья 13. Порядок формирования  государственной  научно-технической
                политики
     1. Направления  государственной  научно-технической   политики    на
среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом  Российской
Федерации  на  основе  специального  доклада   Правительства   Российской
Федерации,  формируемого  с  учетом  предложений   субъектов   Российской
Федерации.
     2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации
ежегодно в соответствии с посланием  Президента  Российской  Федерации  о
положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской
Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые  объемы
средств,  выделяемых  для  выполнения   федеральных    научно-технических
программ и проектов, объем финансирования научных  организаций  и  размер
средств, направляемых в  федеральные  фонды  поддержки  научной  и  (или)
научно-технической деятельности, а также систему  экономических    льгот,
стимулирующих эту деятельность.
     3.  Определение   основных   направлений   государственной   научно-
технической  политики,  научно-техническое    прогнозирование,      выбор
приоритетных   направлений   развития   науки   и   техники,   разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных   и    научно-технических
программ  и  проектов,  об  использовании  достижений  науки  и   техники
осуществляются в условиях  гласности,  с  использованием  различных  форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно-техническая политика в  отношении    отраслей
разрабатывается и реализуется  соответствующими  органами  исполнительной
власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений  с  учетом
единой государственной  научно-технической  политики.
     4.   Государственная   научно-техническая    политика      субъектов
Российской Федерации формируется и проводится при взаимодействии  органов
государственной власти Российской  Федерации  и  органов  государственной
власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно-техническая политика на  региональном  уровне
разрабатывается и реализуется органами государственной  власти  субъектов
Российской Федерации с учетом единой  государственной  научно-технической
политики и интересов регионов.
     5. Органы государственной  власти  содействуют  сохранению  высокого
уровня  научно-технического   потенциала    организаций,      выпускающих
продукцию  оборонного  назначения,  и  других  организаций   в   условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную,  социальную  и  иную
поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение
работ по федеральной научной  и  (или)   научно-технической    программе,
осуществляет по отношению к организациям оборонных  отраслей,  работающим
по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает
необходимые меры по их государственной поддержке.

     Статья 14. Организация и  проведение  экспертиз  научной  и  научно-
 технической  деятельности
     1. Органы  государственной  власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной  власти   субъектов   Российской   Федерации   организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и    проектов,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
     2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими  независимую
экспертизу,  другими  организациями,  а  также  экспертами   с   участием
представителей субъектов Российской Федерации, организаций, финансирующих
научную   и   (или)   научно-техническую деятельность,   при:      выборе
приоритетных направлений государственной научно-технической  политики,  а
также развития науки и техники;
     формировании научных и научно-технических программ  и  проектов;
     проведении конкурсов на участие в  научных   и    научно-технических
программах и проектах, контроле за  их  осуществлением  и  использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов  в    экономике
государства.
     3. В экспертизе научной и (или) научно-технической  деятельности  не
может участвовать специалист,  имеющий  личную  заинтересованность  в  ее
результатах.
     4. По результатам экспертиз научных и научно-технических    программ
и проектов органы исполнительной власти  Российской  Федерации  и  органы
исполнительной   власти   субъектов    Российской    Федерации    обязаны
заблаговременно информировать  население  о  безопасности,  в  том  числе
экологической, об экономической и  о  социальной  значимости  создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
     5.   В   случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации,    в    установленном    порядке    проводится    обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ  и  проектов.

     Статья 15. Финансирование  научной  и    (или)    научно-технической
                деятельности
     1. Финансовое  обеспечение  научной  и   (или)    научно-технической
деятельности основывается на его  целевой  ориентации  и  множественности
источников    финансирования.    Финансирование     этой     деятельности
осуществляется за счет средств федерального бюджета,  бюджетов  субъектов
Российской   Федерации,   внебюджетных   источников   (собственных    или
привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их  объединений,  а  также
средств   заказчиков   работ),   иных   источников   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Средства на финансирование научных исследований и  экспериментальных
разработок гражданского назначения выделяются из федерального  бюджета  в
размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета.
     2.  Правительство  Российской  Федерации  организует  разработку   и
исполнение федерального бюджета в части расходов на научные  исследования
и   экспериментальные    разработки,    определяет    порядок    создания
государственных фондов поддержки научной  и   (или)    научно-технической
деятельности,  утверждает   распределение   предусмотренных   федеральным
бюджетом  средств  на  эти  цели   между   государственными   заказчиками
федеральных  целевых  программ,  федеральными   органами   исполнительной
власти, научными организациями и указанными государственными фондами.
     3.    Фундаментальные     научные     исследования     финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях  содействия
инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на
основе конкурса, в  порядке,  устанавливаемом  Правительством  Российской
Федерации,  создаются   фонды   поддержки   научной   и   (или)   научно-
технической  деятельности.
     4.  Федеральные   научно-технические    программы,      приоритетные
прикладные научные исследования    и     экспериментальные     разработки
финансируются за счет  средств  федерального  бюджета,  фондов  поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности и  в  порядке    долевого
участия  за  счет  средств  организаций,  объединений,  банков  и  других
хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться
также научно-технические программы,  сформированные  и  реализуемые    на
основе международных и  межотраслевых   научно-технических    соглашений,
научно-технические  программы  создания  новых  техники   и    технологии
двойного применения.
     5. Работы  регионального  значения  могут  финансироваться  за  счет
средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,  местных   бюджетов,
региональных  фондов  поддержки  научной  и   (или)    научно-технической
деятельности и в порядке долевого участия за  счет  средств  организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут  финансироваться,  в  том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные  и
научно-технические  программы  и  проекты,  результаты      осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
     Совместное  использование  средств,   выделенных   из   федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и  местных  бюджетов  на
финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется
на  долевых  началах  по  согласованию  между  соответствующими  органами
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами  местного
самоуправления.
     6. Финансирование научной и (или) научно-технической    деятельности
осуществляется государством  на  основе  сочетания  финансовой  поддержки
научных  организаций  и  целевого  финансирования  конкретных  научных  и
научно-технических программ  и  проектов.
     7.    В    Российской    Федерации    действуют     государственные,
негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-
технической  деятельности.
     Органы  государственной  власти  Российской   Федерации   и   органы
государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации   в   порядке,
установленном    законодательством    Российской    Федерации,    создают
государственные фонды поддержки  научной  и   (или)    научно-технической
деятельности  как  некоммерческие   организации,   деятельность   которых
финансируется  за  счет  средств  соответствующего   бюджета   или   иных
источников,  не  запрещенных  законодательством   Российской   Федерации.
Государственный фонд  поддержки  научной  и   (или)    научно-технической
деятельности является самоуправляемой организацией  и  осуществляет  свою
деятельность в соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и
уставом.
     Государственные   фонды   поддержки   научной   и   (или)    научно-
технической деятельности организуют  независимую  экспертизу  научных   и
научно-технических  программ  и  проектов,   представляемых    субъектами
научной и (или) научно-технической деятельности, и на  основе    конкурса
выделяют  средства  на  финансирование  указанных  программ  и  проектов.
Государственные фонды поддержки  научной  и   (или)    научно-технической
деятельности ведут раздельный  учет  средств,  выделяемых  на  реализацию
деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.

 Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. n 189-ФЗ пункт  8  статьи  15
 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
 См. текст пункта в предыдущей редакции

     8.  В  федеральных  органах  исполнительной   власти,   коммерческих
организациях,  а  также  в  органах  государственной   власти   субъектов
Российской  Федерации  могут  создаваться  внебюджетные  фонды  за   счет
относимых на себестоимость производимой продукции отчислений  организаций
для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.
     Порядок образования и использования внебюджетных фондов  федеральных
органов исполнительной власти  и  коммерческих  организаций  определяется
Правительством  Российской   Федерации,   внебюджетных   фондов   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательством
субъектов Российской Федерации.

 См. Порядок образования  и  использования  отраслевых  и  межотраслевых
 внебюджетных    фондов    научно-исследовательских     и        опытно-
 конструкторских работ, утвержденный постановлением Правительства РФ  от
 12 апреля 1994 г. n 315

     9. Органы  государственной  власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации   осуществляют
контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов
или  внебюджетных  фондов  на  научную  и   (или)      научно-техническую
деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
     10.  Научная  и  (или)  научно-техническая   деятельность      может
осуществляться за счет грантов.

 См. Перечень международных и иностранных  учреждений,  международных  и
 иностранных некоммерческих и  благотворительных  организаций  (фондов),
 гранты (безвозмездная помощь) которых,  предоставленные  для  поддержки
 российской  науки,  освобождаются  от  уплаты  подоходного   налога   с
 физических лиц (получателей грантов), утвержденный приказом ГКНТ России
 от 5 ноября 1996 г. n 56

     Гранты  передаются   научным   работникам,   научным   организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим
юридическим лицам и гражданам.
     Получатели   грантов   распоряжаются   ими    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации или в случае их  использования  на
территории иностранного государства в  соответствии  с  законодательством
этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

     Статья 16. Международное    научное      и        научно-техническое
                сотрудничество Российской Федерации
     1.  Органы  государственной  власти  Российской  Федерации   создают
необходимые условия для международного  научного  и  научно  технического
сотрудничества.
     Субъект научной и (или)  научно-технической   деятельности    вправе
вступать в международные научные и  научно-технические   организации    и
объединения, участвовать в международных научных  и    научно-технических
программах и  проектах,  научных  и  научно-технических   программах    и
проектах иностранных государств, заключать договоры  (контракты)  и  иные
соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в  Российской
Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     На территории Российской Федерации  в  установленном  порядке  могут
создаваться научные организации и научные центры с  участием  иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
     2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в
порядке и в формах, которые  предусмотрены  законодательством  Российской
Федерации.
     3. Российская Федерация поддерживает  научное  и  научно-техническое
сотрудничество с иностранными  государствами  на  основе  соответствующих
международных договоров Российской  Федерации,  международных  научных  и
научно-технических программ и проектов, а также содействует    расширению
научно-технического сотрудничества научных работников и научных и    иных
организаций.
     Органы государственной власти Российской Федерации, учитывая наличие
высокоинтегрированного  научно-технического   потенциала      Содружества
Независимых Государств и  других  государств  -  бывших  республик  СССР,
сложившиеся научно-технические  связи,  содействуют   развитию    научно-
технического сотрудничества  на  основе  многосторонних  и   двусторонних
договоров с ними.
     4. Органы государственной власти Российской  Федерации  осуществляют
контроль за передачей научных и (или) научно-технических  результатов,  а
также    научной и (или) научно-технической продукции    за       пределы
территории    Российской    Федерации    в    порядке,    устанавливаемом
законодательством Российской Федерации.

                    Глава v. Заключительные положения

     Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие  с
                настоящим Федеральным законом
     Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации
привести свои  нормативные  правовые  акты  в  соответствие  с  настоящим
Федеральным законом.

     Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его  официального
опубликования.

Президент Российской Федерации                                   Б.Ельцин

Москва, Кремль
23 августа 1996 года
n 127-ФЗ