ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23 АВГУСТА 1996г. № 127-ФЗ
       "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
            (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998г.)




Глава i.  Общие положения                               

Глава ii. Субъекты научной  и (или) научно-технической деятельности

Глава iii.Организация и принципы регулирования научной и (или) научно-
          технической деятельности

Глава iv. Формирование  и  реализация  государственной научно-
          технической политики

Глава v.  Заключительные положения   














            Федеральный закон от 23 августа 1996 г. n 127-ФЗ
        "О науке и государственной  научно-технической  политике"
             (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г.)

             Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
             Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года



     Настоящий Федеральный закон регулирует  отношения  между  субъектами
научной   и   (или)   научно-технической    деятельности,        органами
государственной  власти  и  потребителями   научной   и   (или)   научно-
технической продукции (работ и  услуг).

                        Глава i. Общие положения

     Статья 1. Законодательство  о  науке   и   государственной   научно-
 технической  политике
     Законодательство о  науке  и   государственной    научно-технической
политике состоит  из  настоящего  Федерального  закона  и  принимаемых  в
соответствии с ним законов и иных нормативных правовых  актов  Российской
Федерации, а также законов и иных нормативных  правовых  актов  субъектов
Российской Федерации.

     Статья 2. Основные  понятия,  применяемые  в  настоящем  Федеральном
               законе
     Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее  -    научная
деятельность) - деятельность,  направленная  на  получение  и  применение
новых знаний, в том числе:
     фундаментальные  научные  исследования   -   экспериментальная   или
теоретическая деятельность, направленная на  получение  новых  знаний  об
основных закономерностях строения, функционирования и развития  человека,
общества, окружающей природной среды;
     прикладные  научные  исследования   -   исследования,   направленные
преимущественно на применение новых знаний  для  достижения  практических
целей и решения конкретных задач.
     Научно-техническая деятельность -  деятельность,  направленная    на
получение,  применение  новых   знаний   для   решения   технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных  и  иных  проблем,
обеспечения функционирования науки, техники  и  производства  как  единой
системы.
     Экспериментальные разработки -  деятельность,  которая  основана  на
знаниях, приобретенных в результате проведения научных  исследований  или
на основе  практического  опыта,  и  направлена  на  сохранение  жизни  и
здоровья  человека,  создание  новых  материалов,  продуктов,  процессов,
устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
     Государственная научно-техническая  политика  -   составная    часть
социально-экономической   политики,   которая   выражает        отношение
государства к научной и  научно-технической   деятельности,    определяет
цели, направления,  формы  деятельности  органов  государственной  власти
Российской Федерации в области науки,  техники  и  реализации  достижений
науки и техники.
     Научный и (или) научно-технический результат - продукт  научной    и
(или) научно-технической  деятельности,  содержащий  новые  знания    или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
     Научная и (или) научно-техническая продукция  -  научный  и    (или)
научно-технический результат, в том  числе  результат    интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты - денежные  и  иные  средства,  передаваемые  безвозмездно  и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том  числе  иностранными
гражданами и иностранными юридическими  лицами,  а  также  международными
организациями, получившими право на предоставление грантов на  территории
Российской Федерации в установленном Правительством Российской  Федерации
порядке, на  проведение  конкретных  научных  исследований  на  условиях,
предусмотренных грантодателями.

         Глава ii. Субъекты научной и  (или)  научно-технической
                              деятельности

     Статья 3. Общие  положения  о  субъектах  научной  и  (или)  научно-
 технической  деятельности
     1. Научная и (или) научно-техническая деятельность    осуществляется
в  порядке,  установленном  настоящим  Федеральным  законом,  физическими
лицами  -  гражданами  Российской   Федерации,   а   также   иностранными
гражданами,  лицами  без  гражданства  в  пределах  прав,   установленных
законодательством  Российской  Федерации  и  законодательством  субъектов
Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если  научная  и
(или) научно-техническая деятельность предусмотрена  их    учредительными
документами.
     2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии
с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют  субъектам  научной   и    (или)      научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений
и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
     гарантируют  субъектам  научной   и    (или)      научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право на  обоснованный  риск  в  научной  и  (или)  научно-
технической  деятельности;
     обеспечивают  свободу  доступа  к  научной   и    научно-технической
информации, за  исключением  случаев,  предусмотренных  законодательством
Российской  Федерации  в   отношении   государственной,   служебной   или
коммерческой тайны;
     гарантируют  подготовку,  повышение  квалификации  и  переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование проектов, выполняемых по  государственным
заказам.

     Статья 4. Научный  работник,  специалист   научной   организации   и
               работник   сферы   научного   обслуживания.   Общественные
               объединения научных работников
     1.   Научным   работником   (исследователем)   является   гражданин,
обладающий  необходимой  квалификацией  и  профессионально   занимающийся
научной и (или)  научно-технической  деятельностью.
     Правовые   основы   оценки   квалификации   научных   работников   и
специалистов научной организации и критерии этой  оценки  определяются  в
порядке,   устанавливаемом   Правительством   Российской   Федерации,   и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
     Результаты аттестации могут быть обжалованы и  отменены  вышестоящей
аттестационной комиссией.  В  случаях  нарушения  порядка  или  критериев
оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации
результаты  аттестации  могут  быть  обжалованы  и  отменены  в  судебном
порядке.
     2.  Специалистом  научной    организации      (инженерно-техническим
работником) является  гражданин,  имеющий  среднее  профессиональное  или
высшее профессиональное образование и способствующий  получению  научного
и (или) научно-технического результата или  его  реализации.
     3.  Работником  сферы  научного  обслуживания  является   гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и  (или)  научно-
технической деятельности в научной  организации.
     4. Научный работник имеет право на:
     признание  его  автором  научных  и    (или)      научно-технических
результатов  и  подачу  заявок  на  изобретения   и   другие   результаты
интеллектуальной  деятельности   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации;
     получение в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации
доходов от реализации научных и (или)  научно-технических    результатов,
автором которых он является;
     объективную  оценку  своей  научной  и   (или)    научно-технической
деятельности   и   получение   вознаграждений,   поощрений    и    льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской деятельности  в  области  науки  и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок  на  участие  в  научных  дискуссиях,  конференциях  и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных  исследований  за  счет
средств  соответствующего  бюджета,  фондов  поддержки  научной  и  (или)
научно-технической  деятельности  и  иных  источников,  не    запрещенных
законодательством Российской Федерации;
     подачу  заявок  на  участие  в  международном  научном   и   научно-
техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации  научных
и  (или)  научно-технических  результатов  за   пределами      территории
Российской Федерации);
     доступ к информации о научных и   научно-технических    результатах,
если она не содержит сведений, относящихся к  государственной,  служебной
или коммерческой тайне;
     публикацию в открытой печати научных и   (или)    научно-технических
результатов,   если   они   не   содержат   сведений,    относящихся    к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих
негативное воздействие  на  человека,  общество  и  окружающую  природную
среду;
     повышение научной квалификации.
     5. Научный работник обязан:
     осуществлять научную,  научно-техническую  деятельность   и    (или)
экспериментальные разработки, не нарушая права  и  свободы  человека,  не
причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;
     объективно осуществлять  экспертизы  представленных  ему  научных  и
научно-технических  программ  и  проектов,  научных  и   (или)    научно-
технических результатов и экспериментальных  разработок.
     6. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и
(или)     научно-технической деятельности     в     соответствии        с
законодательством Российской Федерации.
     7.  Научные  работники  вправе  создавать  на  добровольной   основе
общественные объединения (в том числе  научные,   научно-технические    и
научно-просветительские  общества,  общественные  академии   наук)      в
порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской   Федерации   об
общественных объединениях.

 О  создании  общественных  объединений,  их   реорганизации   и   (или)
 ликвидации см.  Федеральный закон  от  19  мая  1995  г.  n  82-ФЗ  "Об
 общественных объединениях"

     Общественные академии наук участвуют в координации научной  и  (или)
научно-технической деятельности и действуют в  соответствии  со    своими
уставами и законодательством Российской Федерации.
     Органы  государственной  власти  Российской   Федерации   и   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать на
добровольной  основе  общественные  объединения  научных   работников   к
подготовке  проектов  решений  в  области  науки  и  техники,  проведению
экспертиз, а также на основе конкурсов к  выполнению  научных  и  научно-
технических  программ  и  проектов,  финансируемых   за   счет    средств
соответствующего бюджета.

     Статья 5. Научная организация
     1. Научной организацией признается юридическое  лицо  независимо  от
организационно-правовой  формы  и   формы   собственности,   а      также
общественное объединение научных работников,  осуществляющие  в  качестве
основной научную и (или) научно-техническую   деятельность,    подготовку
научных  работников  и  действующие  в  соответствии   с   учредительными
документами научной организации.
     Научные организации  подразделяются   на    научно-исследовательские
организации,  научные  организации  образовательных  учреждений   высшего
профессионального  образования,    опытно-конструкторские,      проектно-
конструкторские,  проектно-технологические   и     иные      организации,
осуществляющие научную и (или)  научно-техническую  деятельность.
     2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов   Российской   Федерации   организуют    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации   государственную   аккредитацию
научных  организаций  и  выдают  им   свидетельства   о   государственной
аккредитации.   Порядок   государственной    аккредитации    определяется
Правительством Российской Федерации.

 Положение о государственной аккредитации научных организаций утверждено
 постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. n 1291

     Свидетельство  о  государственной  аккредитации   выдается   научной
организации, объем научной  и  (или)   научно-технической    деятельности
которой  составляет  не  менее   семидесяти   процентов   общего   объема
выполняемых указанной организацией работ и уставом  которой  предусмотрен
ученый (научный, технический,  научно-технический)  совет   в    качестве
одного из органов управления.
     Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для
предоставления   научной   организации   льгот   на    уплату    налогов,
предусмотренных  налоговым  законодательством  Российской  Федерации,   и
других льгот, установленных  для  научных  организаций  законодательством
Российской Федерации.

 О порядке налогообложения научных организаций в 1997  году  см.  письмо
 Госналогслужбы РФ от 23 мая 1997 г. n СШ-6-01/395

     Научной    организации,    которая    имеет    уникальное    опытно-
экспериментальное  оборудование,  располагает  научными  работниками    и
специалистами  высокой   квалификации   и   научная   и   (или)   научно-
техническая деятельность  которой  получила   международное    признание,
Правительством   Российской   Федерации   может   присваиваться    статус
государственного научного центра.
     Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации  научной
организации не может являться  препятствием  к  осуществлению  научной  и
(или)  научно-технической  деятельности.
     3.  Научная  организация   владеет,   пользуется   и   распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления  деятельности,
определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования  и  распоряжения  имуществом  научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.

 Федеральным законом от 19 июля 1998  г.  n  111-ФЗ  пункт  3  статьи  5
 настоящего Федерального закона дополнен абзацами третьим и четвертым:

     Государственные  научные  организации,  учрежденные   Правительством
Российской Федерации или  федеральными  органами  исполнительной  власти,
имеют право сдавать в аренду с согласия  собственника  без  права  выкупа
временно не используемое ими,  находящееся  в  федеральной  собственности
имущество, в том числе недвижимое.  Размер  арендной  платы  определяется
договором и не должен быть ниже среднего размера арендной  платы,  обычно
взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
     Доходы от сдачи  в  аренду  имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета
и   используются   указанными   организациями   в   качестве    источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и  развития   их
 материально-технической  базы.
     4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-
исследовательскую   и   опытно-экспериментальную     базу,      обновлять
производственные фонды.
     5. Научная организация осуществляет научное  и    научно-техническое
сотрудничество с иностранными юридическими лицами  и  внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и
международными договорами Российской Федерации.
     6. Научная организация создается, реорганизуется и  ликвидируется  в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При  реорганизации  государственной   научной   организации   должно
обеспечиваться  сохранение  технологического  единства  научной  и  (или)
научно-технической деятельности. Не допускается  выделение  из    состава
указанной  научной  организации   опытного,    опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического   производства    и    лечебных
баз.
     Органы   исполнительной   власти   Российской   Федерации,    органы
исполнительной  власти   субъектов   Российской   Федерации,   учредившие
государственную  научную  организацию,   могут   выделять   средства   на
возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной  организации
и при недостаточности средств у  данной  организации  несут  субсидиарную
ответственность по  ее  обязательствам  в  случае,  если  государственная
научная  организация  создана   в   форме   учреждения   или   унитарного
предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7.  За  государственными  научными  организациями   закрепляются   в
бессрочное безвозмездное  пользование  земельные  участки,  выделенные  в
установленном порядке.

 Федеральным законом от 19 июля 1998 г. n 111-ФЗ в статью  6  настоящего
 Федерального закона внесены изменения
 См. текст статьи в предыдущей редакции

     Статья 6. Академии   наук   в    Российской    Федерации,    имеющие
               государственный статус
     1. Российская академия наук, отраслевые  академии  наук  (Российская
академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук,
Российская  академия  образования,  Российская  академия  архитектуры   и
строительных  наук,  Российская  академия  художеств)  являются  имеющими
государственный  статус  некоммерческими  организациями   (учреждениями),
которые  наделяются  правом  управления   своей   деятельностью,   правом
владения,  пользования   и   распоряжения   переданным   им   имуществом,
находящимся   в   федеральной    собственности,    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом  и
уставами  указанных  академий,  в   том   числе   правом   на   создание,
реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и
организаций, закрепление за ними федерального имущества, а  также  правом
на  утверждение  их   уставов   и   назначение   руководителей.   Реестры
федерального   имущества,   переданного   указанным    академиям    наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или  по  завещанию  имущество
(имущественное  право  или  имущественные  обязанности)  академий   наук,
имеющих   государственный   статус,   используется   ими   на   условиях,
определяемых   договором   (сделкой)   и   законодательством   Российской
Федерации,  отражается  в  смете  доходов  и  расходов,  учитывается   на
отдельном балансе.
     Академии   наук,   имеющие   государственный   статус,    создаются,
реорганизуются  и  ликвидируются  федеральным  законом  по  представлению
Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
     В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят  научные
организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.
     Структура Российской  академии  наук  и  отраслевых  академий  наук,
порядок деятельности  и  финансирования  входящих  в  их  состав  научных
организаций,  организаций  научного  обслуживания  и   социальной   сферы
определяются уставами указанных академий наук.
     2. Российская академия наук является  самоуправляемой  организацией,
действующей на основе  законодательства  Российской  Федерации  и  своего
устава. Российская академия наук проводит  фундаментальные  и  прикладные
научные исследования по важнейшим проблемам естественных,  технических  и
гуманитарных наук  и  принимает  участие  в  координации  фундаментальных
научных    исследований,    выполняемых    научными    организациями    и
образовательными учреждениями  высшего  профессионального  образования  и
финансируемых за счет средств федерального бюджета.
     3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями,
проводят   фундаментальные   и   прикладные   научные   исследования    в
соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных
научных исследований.
     4.  Финансирование  Российской  академии   наук,   ее   региональных
отделений и отраслевых  академий  наук  осуществляется  за  счет  средств
федерального бюджета и иных не запрещенных  законодательством  Российской
Федерации источников.
     Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное
отделение  Российской  академии  наук,  Сибирское  отделение   Российской
академии  наук  и  Уральское  отделение  Российской  академии   наук)   и
отраслевые  академии  наук  являются  прямыми  получателями  и   главными
распределителями средств федерального бюджета.
     Порядок использования результатов  научных  исследований  Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных  за  счет  средств
федерального   бюджета,   определяется    законодательством    Российской
Федерации.
     Российская  академия  наук  и  отраслевые  академии  наук   ежегодно
представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской
Федерации отчеты о проведенных научных  исследованиях,  научных  и  (или)
научно-технических результатах,  а  также  предложения  о    приоритетных
направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
     Академии наук, имеющие государственный статус, в  установленном  ими
порядке ежегодно представляют  в  уполномоченные  на  то  государственные
органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены
научные организации указанных академий наук, информацию о проведенных  за
счет  средств  федерального  бюджета  научными  организациями   указанных
академий  наук  научных   исследованиях,   представляющую   интерес   для
соответствующих субъектов Российской Федерации.
     5.  Научные  организации,  организации   научного   обслуживания   и
социальной сферы Российской академии наук, ее  региональных  отделений  и
отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются  федеральным
имуществом, переданным указанным организациям  в  оперативное  управление
или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального
имущества, переданного указанным организациям  в  оперативное  управление
или в хозяйственное  ведение,  утверждаются  соответствующими  академиями
наук.
     Доходы научных  организаций,  организаций  научного  обслуживания  и
социальной сферы от разрешенной их  уставами  деятельности  и  имущество,
приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в
самостоятельное  распоряжение  указанных  организаций  и  учитываются  на
отдельном балансе.
     Научные организации, организации научного обслуживания и  социальной
сферы Российской академии наук и отраслевых  академий  наук  имеют  право
сдавать в аренду без права выкупа  временно  не  используемое  указанными
организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в  том
числе недвижимое, на основании  решения  соответствующей  академии  наук,
которое должно быть согласовано  с  соответствующим  федеральным  органом
исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации
на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.  Размер
арендной платы определяется договором и  не  должен  быть  ниже  среднего
размера арендной платы, обычно взимаемой за  аренду  имущества  в  местах
расположения таких организаций.
     Доходы от сдачи  в  аренду  имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета
и   используются   указанными   организациями   в   качестве    источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и  развития   их
 материально-технической  базы.
     6. За академиями наук, их  научными  организациями  и  организациями
научного  обслуживания  и  социальной  сферы  закрепляются  в  бессрочное
безвозмездное   пользование   земельные   участки,   выделенные   им    в
установленном порядке.

         Глава iii. Организация и принципы регулирования научной
                и (или)  научно-технической  деятельности

     Статья 7. Управление   научной   и     (или)      научно-технической
               деятельностью
     1. Управление  научной  и  (или)   научно-технической  деятельностью
осуществляется   на   основе   сочетания    принципов    государственного
регулирования и самоуправления.
     2.  Органы  государственной  власти  Российской  Федерации,   органы
государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,    научные
организации и организации научного  обслуживания  и  социальной  сферы  в
пределах  своих  полномочий   определяют   соответствующие   приоритетные
направления развития науки и техники, обеспечивают  формирование  системы
научных организаций, осуществление межотраслевой  координации  научной  и
(или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию    научных
и научно-технических программ  и  проектов,  развитие  форм    интеграции
науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
     3. Управление научной и  (или)   научно-технической    деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной власти, учреждающие  государственные  научные
организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль за эффективным использованием  и  сохранностью
предоставленного государственным научным организациям имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители   государственных   научных   организаций   и   научных
организаций академий наук, а также негосударственных научных  организаций
назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в  порядке,
предусмотренном их уставами.
     4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и
утверждают  планы  научных  работ  и  развития  государственных   научных
организаций   гласно   исходя   из   государственных   заданий,   профиля
государственных  научных  организаций,   их   научных   и   экономических
интересов.

     Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование
               научной и (или)  научно-технической  продукции
     1. Основной правовой формой отношений  между  научной  организацией,
заказчиком и иными потребителями научной  и   (или)    научно-технической
продукции, в том  числе  министерствами  и  иными  федеральными  органами
исполнительной  власти,  являются  договоры  (контракты)   на   создание,
передачу и использование  научной и (или)  научно-технической  продукции,
оказание научных,  научно-технических,    инженерно-консультационных    и
иных услуг, а также другие договоры, в том числе  договоры  о  совместной
научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и      распределении
прибыли.
     2. На основе указанных договоров  (контрактов)  выполняются  научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных  нужд.  В
этих  случаях  договоры  (контракты)  заключаются  между  государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и  органы  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации,  учредившие   государственные   научные
организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций
обязательный государственный заказ на выполнение научных  исследований  и
экспериментальных разработок.

 См. Положение об организации конкурсов на проведение НИОКР, выполняемых
 по заказам Минэкономики РФ, в том числе работ, входящих в  закрепленные
 за Министерством федеральные целевые программы,  утвержденное  приказом
 Минэкономики РФ от 8 сентября 1997 г. n 104

     3. Условия владения, пользования и  распоряжения  научными  и  (или)
научно-техническими результатами     определяются       законодательством
Российской  Федерации,  а  также  не   противоречащими   ему   договорами
(контрактами) сторон - субъектов научной  и   (или)    научно-технической
деятельности  и  потребителей  научной  и   (или)      научно-технической
продукции.