Положение
       о функциональной подсистеме единой государственной системы
        предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
                 "Защита сельскохозяйственных растений"

                (утв. Минсельхозпродом РФ 21 мая 1996 г.)

     1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 05.11.95 г. n 1113 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и приказа Минсельхозпрода
России от 11.03.96 г. n 70 "О развитии подсистемы РСЧС Минсельхозпрода России".
     2. Функциональная подсистема "Защита сельскохозяйственных растений" (далее
именуемая "Подсистема") является составной частью единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и регулирует деятельность
по предупреждению массового распространения болезней и вредителей сельскохозяйственных
растений, ликвидации эпифитотий.
     3. Положение обязательно для исполнения всеми предприятиями, службами,
организациями и ведомствами, в полномочия которых входит решение вопросов
защиты сельскохозяйственных растений, независимо от их организационно-правового
статуса и форм собственности.
     4. Предприятия, организации, службы и ведомства, входящие в Подсистему,
в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным
Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера", постановлением правительства Российской Федерации
от 05.11.95 г. n 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций", решениями Межведомственной комиссии Российской Федерации
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по чрезвычайным
ситуациям Минсельхозпрода России.
     5. В соответствии с Положением "О единой государственной системе предупреждени
и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 50.11.95 г. n 1113, основными задачами подсистемы
являются:
     разработка и реализация правовых и экономических норм, безопасности использовани
средств защиты растений;
     участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических
программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и растениеводстве от вредных
биоагентов;
     организация деятельности по предупреждению и ликвидации массового распространени
вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
     создание формирований быстрого реагирования (экспедиции и отряды по борьбе
с особо опасными вредителями и болезнями растений);
     создание и рациональное использование резервов пестицидов и других материально-технических
средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности населения;
     организация работы постоянно действующих сил и средств наблюдения и контроля;
     организация подготовки руководящего состава, специалистов организаций
и учреждений СНЛК, населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
     участие в выявлении химической, биологической и радиологической обстановки
для обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического,
биологического и радиоактивного заражения сельскохозяйственных угодий;
     взаимодействие с заинтересованными подразделениями Минсельхозпрода России,
МЧС России и другими министерствами и ведомствами по вопросу функционировани
и совершенствования Подсистемы, как составной части единой государственной
системы РСЧС.
     6. На подсистему возлагаются функции:
     организация фитосанитарного контроля за развитием и распространением
вредителей и болезней растений, вызывающих чрезвычайные ситуации;
     обеспечение готовности подведомственных организаций и служб к действиям
в условиях чрезвычайных ситуаций;
     руководство деятельностью по предупреждению и ликвидации эпифитотий;
     информационное обеспечение заинтересованных организаций, ведомств и служб
по вопросам защиты сельскохозяйственных растений.
     7. Подсистема объединяет органы управления, силы и средства организаций,
ведомств и служб, в полномочия которых входит решение вопросов защиты сельскохозяйственных
растений;
     на федеральном уровне:
     Минсельхозпрод России;
     НИИ защиты растений, НИИ химизации, группа экспертов;
     Российская республиканская станция защиты растений;
     Российская республиканская лаборатория диагностики и прогнозировани
вредителей и болезней растений;
     резервные базы средств защиты растения;
     государственная инспекция по карантину растений.
     на территориальном уровне:
     сельскохозяйственные органы субъектов Российской Федерации;
     госинспекции по карантину растений;
     республиканские, краевые, областные станции защиты растений с сетью пунктов
диагностики и прогнозов и лабораторий;
     проектно-изыскательские станции и центры агрохимической службы с сетью
лабораторий и других подразделений;
     базы химизации;
     контрольные токсикологические лаборатории;
     биофабрики;
     базы средств защиты растений и химизации;
     на местном уровне:
     районные сельскохозяйственные органы;
     районные станции защиты растений;
     пункты прогноза и сигнализации;
     отряди защиты растений;
     агрохимлаборатории;
     базы средств защиты растений и химизации;
     отряды химзащиты;
     на объектовом уровне (сельскохозяйственные предприятия):
     команды защиты растений на базе хозяйств;
     звенья фитопатологической разведки.
     Структура подсистемы прилагается.
     9. Организация и порядок функционирования, состав сил и средств, задачи
структур, входящих в Подсистему, определяются положениями об этих структурах.
     10. Руководство Подсистемой осуществляют:
     на федеральном уровне: - начальник Главного управления химизации и защиты
растений с госхимкомиссией (Главхимзащита) Минсельхозпрода России, и его заместители:
начальник управления защиты растений - главный государственный инспектор по
защите растений Российской Федерации и начальник агрохимической службы.
     на территориальном уровне: - начальники управлений растениеводства сельскохозяйственного
органа субъектов Российской Федерации и его заместители: начальник отдела
защиты растений - государственный инспектор защиты растений субъектов Российской
Федерации и начальник отдела земледелия;
     на местном уровне: - начальники отделов растениеводства сельскохозяйственного
органа административных районов;
     на объектовом уровне: - главные агрономы хозяйств.
     11. Общее руководство и координация деятельности Подсистемы на федеральном
уровне осуществляет Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Минсельхозпрода России, возглавляемая Первым заместителем Министра на территориальном
и местном уровнях - соответствующие Комиссии субъектов Российской Федерации
и районов.
     Руководители Подсистемы федерального, территориального и местного уровн
являются членами соответствующих Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
     12. Информационное обеспечение функционирования Подсистемы осуществляется:
     структурными подразделениями Подсистемы:
     дежурно-диспетчерскими службами Минсельхозпрода России, сельхозорганов
субъектов Российской Федерации;
     государственными и ведомственными системами связи;
     информационно-управляющими центрами органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
     Обобщение и анализ информации осуществляет Научно-технический центр чрезвычайных
ситуаций Минсельхозпрода России.
     13. Подсистема в зависимости от обстановки функционирует в режимах -
повседневном, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации. Решение
о введении режимов повышенной готовности и ЧС принимают федеральные органы
исполнительной власти, администрация и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.
     14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании Подсистемы
являются:
     а) в режиме повседневной деятельности:
     организации и координация работ по фитопатологическому и токсикологическому
контролю за почвой и растениями;
     планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер
по предупреждению эпифитотий;
     организация подготовки органов управления и специалистов подсистемы к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
     создание, возобновление и восполнение резервов финансовых и материальных
ресурсов для предупреждения и ликвидации болезней и вредителей растений.
     б) в режиме повышенной готовности:
     формирование при необходимости оперативных групп для выявления возбудителей
болезней или видов вредителей сельскохозяйственных растений;
     определение масштабов и их распространения;
     выработка предложений по борьбе с вредителями и болезнями растений;
     приведение в состояние готовности органов управления, сил и средств Подсистемы
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     усиление фитопатологического наблюдения и контроля за развитием болезни,
распространением вредителей растений;
     усиление дежурно-диспетчерской службы.
     в) в режиме чрезвычайной ситуации:
     распределение границ распространения вредителей и болезней сельскохозяйственных
растений;
     определение объема работ по осуществлению мероприятий по ликвидации вредителей
и болезней растений;
     организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
     организация непрерывного фитосанитарного контроля за развитием и распространением
вредителей и болезней растений в зоне ЧС и прилегающих к ней районах.
     15. Финансирование Подсистемы осуществляется на каждом уровне за счет
соответствующего бюджета и средств организаций.
     16. Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, вызванных массовым распространением вредителей и болезней сельскохозяйственных
растений, проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих
бюджетов, страховых фондов и других источников.
     В случае недостаточности материальных и финансовых ресурсов на предупреждение
и ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из резервов
РСЧС по ходатайству руководства организации, органа местного самоуправления,
администрации и органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
руководства федерального органа исполнительной власти.
     При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном
порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
     17. Организационно-методическое руководство планированием действий Подсистемы
осуществляет Минсельхозпрод России совместно с Министерством Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.

Руководитель функциональной
Подсистемы РСЧС "Защита
сельскохозяйственных растений" 	В.Г.Миронов

Первый заместитель Министра
сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации 	В.Н.Щербак

Согласовано
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихий
ных бедствий 	С.В.Хетагуров
15.05.1996 г.