ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
           О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                     ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
   

                                                                  Принят
                                                   Государственной Думой
                                                     11 ноября 1994 года
   
          Настоящий Федеральный закон определяет  общие  для  Российской
      Федерации  организационно-правовые  нормы в области защиты граждан
      Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц без  гражданства,
      находящихся   на   территории   Российской   Федерации   (далее  -
      население),  всего земельного,  водного, воздушного пространства в
      пределах    Российской   Федерации   или   его   части,   объектов
      производственного и социального  назначения,  а  также  окружающей
      природной  среды  (далее  -  территории)  от чрезвычайных ситуаций
      природного  и  техногенного  характера   (далее   -   чрезвычайные
      ситуации).
          Действие настоящего Федерального  закона  распространяется  на
      отношения,    возникающие    в   процессе   деятельности   органов
      государственной    власти    Российской     Федерации,     органов
      государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органов
      местного  самоуправления,  а  также  предприятий,   учреждений   и
      организаций  независимо от их организационно-правовой формы (далее
      - организации) и населения в области защиты населения и территорий
      от чрезвычайных ситуаций.
   
                           Глава i. Общие положения
   
          Статья 1. Основные понятия
   
          Чрезвычайная ситуация  -  это   обстановка   на   определенной
      территории,  сложившаяся в результате аварии,  опасного природного
      явления,  катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
      повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,  ущерб здоровью
      людей или окружающей природной  среде,  значительные  материальные
      потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
          Предупреждение чрезвычайных   ситуаций    -    это    комплекс
      мероприятий,   проводимых   заблаговременно   и   направленных  на
      максимально возможное уменьшение риска возникновения  чрезвычайных
      ситуаций,  а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
      ущерба окружающей природной среде и материальных потерь  в  случае
      их возникновения.
          Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
      другие    неотложные    работы,   проводимые   при   возникновении
      чрезвычайных  ситуаций  и  направленные  на   спасение   жизни   и
      сохранение  здоровья  людей,  снижение  размеров ущерба окружающей
      природной среде и материальных потерь,  а также на локализацию зон
      чрезвычайных  ситуаций,  прекращение  действия характерных для них
      опасных факторов.
          Зона чрезвычайной   ситуации  -  это  территория,  на  которой
      сложилась чрезвычайная ситуация.
   
          Статья 2.  Законодательство  Российской  Федерации  в  области
      защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Законодательство Российской   Федерации   в   области   защиты
      населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  состоит   из
      настоящего  Федерального закона,  принимаемых в соответствии с ним
      законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,  а
      также   законов   и  иных  нормативных  правовых  актов  субъектов
      Российской Федерации.
   
          Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
   
          Целями настоящего Федерального закона являются:
          предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
          снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
          ликвидация чрезвычайных ситуаций.
          Не связанные с перечисленными в части первой настоящей  статьи
      целями  отношения  по  восстановлению  территорий,  пострадавших в
      результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не
      регулируются.
   
          Статья 4.  Единая  государственная  система  предупреждения  и
      ликвидации чрезвычайных ситуаций
   
          Единая государственная  система  предупреждения  и  ликвидации
      чрезвычайных   ситуаций   объединяет  органы  управления,  силы  и
      средства  федеральных  органов  исполнительной   власти,   органов
      исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
      местного самоуправления,  организаций, в полномочия которых входит
      решение  вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
      ситуаций.
          Основными задачами      единой     государственной     системы
      предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
          разработка и  реализация  правовых  и  экономических  норм  по
      обеспечению  защиты  населения  и   территорий   от   чрезвычайных
      ситуаций;
          осуществление целевых    и    научно-технических     программ,
      направленных  на  предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение
      устойчивости  функционирования  организаций,  а   также   объектов
      социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
          обеспечение готовности к действиям органов управления,  сил  и
      средств,   предназначенных   и  выделяемых  для  предупреждения  и
      ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          сбор, обработка,  обмен  и  выдача информации в области защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
          прогнозирование и оценка  социально-экономических  последствий
      чрезвычайных ситуаций;
          создание резервов  финансовых  и  материальных  ресурсов   для
      ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в
      области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          ликвидация чрезвычайных ситуаций;
          осуществление мероприятий   по  социальной  защите  населения,
      пострадавшего от чрезвычайных  ситуаций,  проведение  гуманитарных
      акций;
          реализация прав и обязанностей населения в области  защиты  от
      чрезвычайных ситуаций,  а также лиц, непосредственно участвующих в
      их ликвидации;
          международное сотрудничество  в  области  защиты  населения  и
      территорий от чрезвычайных ситуаций.
          Принципы построения,  состав сил и средств, порядок выполнения
      задач и взаимодействия основных элементов,  а также  иные  вопросы
      функционирования  единой  государственной системы предупреждения и
      ликвидации чрезвычайных  ситуаций  определяются  законодательством
      Российской    Федерации,    постановлениями    и    распоряжениями
      Правительства Российской Федерации.
   
          Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
   
          Границы зон  чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в
      соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации    и
      законодательством  субъектов  Российской  Федерации руководителями
      работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе  классификации
      чрезвычайных  ситуаций,  установленной  Правительством  Российской
      Федерации,  и   по   согласованию   с   исполнительными   органами
      государственной  власти  и  органами  местного самоуправления,  на
      территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
   
          Статья 6.  Гласность и информация в области защиты населения и
      территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Информацию в  области  защиты  населения   и   территорий   от
      чрезвычайных  ситуаций  составляют  сведения  о  прогнозируемых  и
      возникших  чрезвычайных  ситуациях,  их  последствиях,   а   также
      сведения   о   радиационной,   химической,   медико-биологической,
      взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих
      территориях.
          Информация в  области  защиты  населения   и   территорий   от
      чрезвычайных ситуаций,  а также о деятельности федеральных органов
      государственной власти,  органов государственной власти  субъектов
      Российской    Федерации,   органов   местного   самоуправления   и
      организаций в этой области является гласной и открытой,  если иное
      не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
          Федеральные органы     государственной     власти,      органы
      государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органы
      местного  самоуправления  и  администрация   организаций   обязаны
      оперативно  и  достоверно  информировать  население через средства
      массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения
      и   территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  и  принятых  мерах  по
      обеспечению  их  безопасности,  о   прогнозируемых   и   возникших
      чрезвычайных  ситуациях,  о приемах и способах защиты населения от
      них.
          Сокрытие, несвоевременное   представление  либо  представление
      должностными лицами заведомо ложной информации  в  области  защиты
      населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
      ответственность  в  соответствии  с  законодательством  Российской
      Федерации.
          Порядок обеспечения     населения,     федеральных     органов
      государственной  власти,  органов государственной власти субъектов
      Российской   Федерации,   органов   местного   самоуправления    и
      организаций информацией в области защиты населения и территорий от
      чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской
      Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
   
          Статья 7.  Основные  принципы защиты населения и территорий от
      чрезвычайных ситуаций
   
          Мероприятия, направленные   на   предупреждение   чрезвычайных
      ситуаций,  а  также  на  максимально  возможное  снижение размеров
      ущерба  и   потерь   в   случае   их   возникновения,   проводятся
      заблаговременно.
          Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
      территорий   от   чрезвычайных   ситуаций   проводятся   с  учетом
      экономических,  природных  и  иных   характеристик,   особенностей
      территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
      ситуаций.
          Объем и   содержание   мероприятий   по   защите  населения  и
      территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  определяются   исходя   из
      принципа   необходимой   достаточности  и  максимально  возможного
      использования имеющихся сил и средств.
          Ликвидация чрезвычайных   ситуаций   осуществляется  силами  и
      средствами организаций,  органов местного самоуправления,  органов
      исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации,   на
      территориях   которых   сложилась   чрезвычайная   ситуация.   При
      недостаточности   вышеуказанных  сил  и  средств  в  установленном
      законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и
      средства федеральных органов исполнительной власти.
   
             Глава ii. Полномочия органов государственной власти
                Российской Федерации, органов государственной
               власти субъектов Российской Федерации и органов
                   местного самоуправления в области защиты
                          населения и территорий от
                            чрезвычайных ситуаций
   
          Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области
      защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Президент Российской Федерации:
          а) определяет   в   соответствии  со  статьей  80  Конституции
      Российской Федерации и федеральными законами основные  направления
      государственной политики и принимает иные решения в области защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          б) вносит   на  рассмотрение  Совета  Безопасности  Российской
      Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам
      предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а также по
      вопросам преодоления их последствий;
          в) вводит   при   чрезвычайных  ситуациях  в  соответствии  со
      статьями  56   и   88   Конституции   Российской   Федерации   при
      обстоятельствах   и   в   порядке,   предусмотренных   федеральным
      конституционным законом,  на территории Российской Федерации или в
      отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
          г) принимает  решение  о  привлечении  при   необходимости   к
      ликвидации   чрезвычайных   ситуаций  Вооруженных  Сил  Российской
      Федерации, других войск и воинских формирований.
   
          Статья 9.   Полномочия   Федерального   Собрания    Российской
      Федерации  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
      ситуаций
   
          Федеральное Собрание Российской Федерации:
          а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в
      области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          б) утверждает   бюджетные   ассигнования   на   финансирование
      деятельности и мероприятий в указанной области;
          в) проводит   парламентские   слушания   по   вопросам  защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
   
          Статья 10.  Полномочия Правительства  Российской  Федерации  в
      области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Правительство Российской Федерации:
          а) издает на основании и во исполнение Конституции  Российской
      Федерации,  федеральных  законов  и  нормативных  актов Президента
      Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты
      населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их
      исполнение;
          б) организует проведение научных исследований в области защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных
      федеральных программ в области защиты населения  и  территорий  от
      чрезвычайных ситуаций;
          г) определяет задачи,  функции,  порядок деятельности, права и
      обязанности  федеральных  органов  исполнительной власти в области
      защиты  населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,
      осуществляет    руководство    единой   государственной   системой
      предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          д) обеспечивает  создание  федеральных  резервов  финансовых и
      материальных ресурсов  для  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а
      также определяет порядок использования указанных резервов;
          е) устанавливает и контролирует  процесс  производства,  режим
      хранения,  условия перевозки и порядок использования радиоактивных
      и других особо опасных веществ,  соблюдение при  этом  необходимых
      мер безопасности;
          ж) устанавливает   классификацию   чрезвычайных   ситуаций   и
      полномочия  исполнительных  органов  государственной  власти по их
      ликвидации;
          з) принимает    решения    о    непосредственном   руководстве
      ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их
      возникновения;
          и) определяет  порядок  привлечения  Войск гражданской обороны
      Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          к) определяет  порядок  сбора  информации  в  области   защиты
      населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,  порядок обмена
      указанной    информацией    между     исполнительными     органами
      государственной  власти,  а также органами управления,  специально
      уполномоченными на решение задач  в  области  защиты  населения  и
      территорий от чрезвычайных ситуаций.
   
          Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
      Российской Федерации и органов местного самоуправления  в  области
      защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          1. Органы    государственной   власти   субъектов   Российской
      Федерации:
          а) принимают  в  соответствии с федеральными законами законы и
      иные нормативные  правовые  акты  в  области  защиты  населения  и
      территорий от чрезвычайных ситуаций;
          б) осуществляют   подготовку   и   содержание   в   готовности
      необходимых  сил  и  средств  для защиты населения и территорий от
      чрезвычайных  ситуаций,  обучение  населения  способам  защиты   и
      действиям в указанных ситуациях;
          в) принимают  решения о проведении эвакуационных мероприятий в
      чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
          г) осуществляют  в  установленном   порядке   сбор   и   обмен
      информацией   в   области   защиты   населения   и  территорий  от
      чрезвычайных ситуаций,  обеспечивают  своевременное  оповещение  и
      информирование   населения   об   угрозе   возникновения   или   о
      возникновении чрезвычайных ситуаций;
          д) организуют   и   проводят  аварийно-спасательные  и  другие
      неотложные работы,  а также поддерживают  общественный  порядок  в
      ходе их проведения;  при недостаточности собственных сил и средств
      обращаются  к  Правительству  Российской  Федерации  за  оказанием
      помощи;
          е) осуществляют финансирование мероприятий  в  области  защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          ж) создают резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
      ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          з) содействуют  устойчивому  функционированию  организаций   в
      чрезвычайных ситуациях;
          и) создают   при   органах   исполнительной  власти  субъектов
      Российской Федерации  постоянно  действующие  органы   управления,
      специально уполномоченные   на  решение  задач  в  области  защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
          2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
          а) осуществляют   подготовку   и   содержание   в   готовности
      необходимых сил и средств для защиты  населения  и  территорий  от
      чрезвычайных   ситуаций,  обучение  населения  способам  защиты  и
      действиям в этих ситуациях;
          б) принимают  решения о проведении эвакуационных мероприятий в
      чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
          в) осуществляют   в   установленном   порядке   сбор  и  обмен
      информацией  в  области   защиты   населения   и   территорий   от
      чрезвычайных  ситуаций,  обеспечивают  своевременное  оповещение и
      информирование   населения   об   угрозе   возникновения   или   о
      возникновении чрезвычайных ситуаций;
          г) осуществляют финансирование мероприятий  в  области  защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
          д) создают резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
      ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          е) организуют   и   проводят  аварийно-спасательные  и  другие
      неотложные работы,  а также поддерживают общественный порядок  при
      их проведении;  при  недостаточности  собственных  сил  и  средств
      обращаются за помощью к органам  исполнительной  власти  субъектов
      Российской Федерации;
          ж) содействуют   устойчивому  функционированию  организаций  в
      чрезвычайных ситуациях;
          з) создают   при  органах  местного  самоуправления  постоянно
      действующие  органы  управления,  специально   уполномоченные   на
      решение   задач   в  области  защиты  населения  и  территорий  от
      чрезвычайных ситуаций.
   
            Глава iii. Государственное управление в области защиты
               населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально
      уполномоченный на решение  задач  в  области  защиты  населения  и
      территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Для осуществления  государственного  управления  и координации
      деятельности федеральных органов исполнительной власти  в  области
      защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций создается
      специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
      Указанный   федеральный   орган   создает   подведомственные   ему
      территориальные органы.
   
          Статья 13.  Обязанности  федеральных  органов   исполнительной
      власти  в  области  защиты  населения и территорий от чрезвычайных
      ситуаций
   
          1. Федеральные органы исполнительной власти организуют  работу
      в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
      своей сфере деятельности и  порученных  им  отраслях  экономики  в
      соответствии  с настоящим Федеральным законом и иными нормативными
      правовыми актами Российской Федерации.
          2. Федеральные органы исполнительной власти:
          а) по отношению к подведомственным организациям:
          разрабатывают и       осуществляют      организационные      и
      инженерно-технические  мероприятия   по   повышению   устойчивости
      функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
          утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями
      отраслевые    нормы    и    правила   безопасности   производства,
      технологических  процессов,  продукции,  а  также  правила  защиты
      работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
          обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению
      радиационной,    химической,    медико-биологической,    взрывной,
      пожарной,  экологической безопасности,  а также соблюдение норм  и
      правил  инженерно-технических  мероприятий гражданской обороны при
      проектировании,    строительстве    и    эксплуатации     объектов
      производственного и социального назначения;
          финансируют и  обеспечивают  мероприятия   по   предупреждению
      чрезвычайных  ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других
      неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
          организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских,
      опытно-конструкторских,  испытательных  и   проектных   работ   по
      проблемам безопасности;
          б) по  отношению  к  иным  организациям,  входящим  в   состав
      отрасли:
          осуществляют методическое  руководство  при  решении  вопросов
      защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций,  повышения
      устойчивости и безопасности функционирования организаций;
          разрабатывают и  доводят  до  сведения  организаций отраслевые
      требования,  нормативные документы по  вопросам  предупреждения  и
      ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,  защиты  от  них  работников
      организаций и населения.
          3. Руководители   федеральных  органов  исполнительной  власти
      несут  предусмотренную  законодательством   Российской   Федерации
      ответственность  за  ненадлежащее  выполнение  указанными органами
      возложенных на них задач и осуществление своих функций  в  области
      защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
          4. Федеральные органы исполнительной власти принимают  решения
      об  образовании  в  пределах  выделенных им ассигнований и штатной
      численности подразделений  для  решения  задач  в  области  защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
          5. Федеральные   органы   исполнительной    власти,    имеющие
      специально  подготовленные и аттестованные в установленном порядке
      силы и  средства  для  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
      ситуаций,  используют  их  в рамках единой государственной системы
      предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
   
          Статья 14.  Обязанности организаций в области защиты населения
      и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Организации обязаны:
          а) планировать  и  осуществлять  необходимые  меры  в  области
      защиты   работников   организаций   и   подведомственных  объектов
      производственного  и  социального   назначения   от   чрезвычайных
      ситуаций;
          б) планировать   и   проводить   мероприятия   по    повышению
      устойчивости функционирования     организаций     и    обеспечению
      жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
          в) обеспечивать   создание,   подготовку   и   поддержание   в
      готовности  к  применению  сил  и  средств  по  предупреждению   и
      ликвидации чрезвычайных ситуаций,  обучение работников организаций
      способам защиты и действиям в  чрезвычайных  ситуациях  в  составе
      невоенизированных формирований;
          г) создавать и поддерживать в постоянной готовности  локальные
      системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
          д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных
      и   других   неотложных   работ   на   подведомственных   объектах
      производственного и социального назначения и на прилегающих к  ним
      территориях  в  соответствии с планами предупреждения и ликвидации
      чрезвычайных ситуаций;
          е) финансировать  мероприятия по защите работников организаций
      и  подведомственных  объектов  производственного   и   социального
      назначения от чрезвычайных ситуаций;
          ж) создавать резервы финансовых и  материальных  ресурсов  для
      ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          з) предоставлять в установленном порядке информацию в  области
      защиты населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,  а также
      оповещать работников организаций об  угрозе  возникновения  или  о
      возникновении чрезвычайных ситуаций.
   
          Статья 15.   Участие  общественных  объединений  в  ликвидации
      чрезвычайных ситуаций
   
          Общественные объединения могут участвовать  в  мероприятиях  в
      области  защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
      соответствии с законодательством Российской Федерации и со  своими
      уставами.
          Общественные объединения,     участвующие     в     ликвидации
      чрезвычайных ситуаций,  действуют под руководством соответствующих
      органов управления единой государственной системы предупреждения и
      ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.  На  органы  управления единой
      государственной системы предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных
      ситуаций   возлагается   ответственность   за   решение  вопросов,
      связанных с перевозкой  членов  общественных  объединений  к  зоне
      чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания,
      оплаты  труда,  материально-технического,  медицинского  и  других
      видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
          Участники ликвидации  чрезвычайных ситуаций   от  общественных
      объединений должны      иметь      соответствующую     подготовку,
      подтвержденную в аттестационном порядке.
   
          Статья 16.  Привлечение Вооруженных Сил Российской  Федерации,
      других  войск  и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных
      ситуаций
   
          Для ликвидации  чрезвычайных   ситуаций   могут   привлекаться
      специально   подготовленные   силы   и  средства  Вооруженных  Сил
      Российской  Федерации,  других  войск  и  воинских   формирований.
      Порядок   их   привлечения   определяется  Президентом  Российской
      Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
          Статья 17.  Применение сил и средств  органов  внутренних  дел
      Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской
      Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
   
          При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и  средства  органов
      внутренних  дел  Российской  Федерации  и  органов  внутренних дел
      субъектов  Российской  Федерации  применяются  в  соответствии   с
      задачами,  возложенными  на органы внутренних дел законами и иными
      нормативными правовыми актами  Российской  Федерации,  законами  и
      иными   нормативными   правовыми   актами   субъектов   Российской
      Федерации.
   
               Глава iv. Права и обязанности граждан Российской
              Федерации в области защиты населения и территорий
                    от чрезвычайных ситуаций и социальная
                             защита пострадавших
   
          Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          1. Граждане Российской Федерации имеют право:
          на защиту   жизни,  здоровья  и  личного  имущества  в  случае
      возникновения чрезвычайных ситуаций;
          в соответствии  с  планами  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
      использовать  средства  коллективной  и  индивидуальной  защиты  и
      другое   имущество   органов   исполнительной   власти   субъектов
      Российской   Федерации,   органов   местного   самоуправления    и
      организаций,  предназначенное для защиты населения от чрезвычайных
      ситуаций;
          быть информированными    о    риске,    которому   они   могут
      подвергнуться  в  определенных  местах  пребывания  на  территории
      страны, и о мерах необходимой безопасности;
          обращаться лично,  а также направлять в государственные органы
      и  органы  местного  самоуправления  индивидуальные и коллективные
      обращения  по  вопросам   защиты   населения   и   территорий   от
      чрезвычайных ситуаций;
          участвовать в  установленном   порядке   в   мероприятиях   по
      предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
          на возмещение ущерба,  причиненного их  здоровью  и  имуществу
      вследствие чрезвычайных ситуаций;
          на медицинское   обслуживание,   компенсации   и   льготы   за
      проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
          на бесплатное    государственное    социальное    страхование,
      получение компенсаций и льгот за ущерб,  причиненный  их  здоровью
      при   выполнении   обязанностей  в  ходе  ликвидации  чрезвычайных
      ситуаций;
          на пенсионное обеспечение в случае потери  трудоспособности  в
      связи  с  увечьем  или  заболеванием,  полученным  при  выполнении
      обязанностей по защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
      ситуаций,  в порядке,  установленном для работников,  инвалидность
      которых наступила вследствие трудового увечья;
          на пенсионное   обеспечение   по   случаю   потери  кормильца,
      погибшего или умершего от увечья или заболевания,  полученного при
      выполнении  обязанностей  по  защите  населения  и  территорий  от
      чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан,
      погибших   или  умерших  от  увечья,  полученного  при  выполнении
      гражданского  долга  по  спасению   человеческой   жизни,   охране
      собственности и правопорядка.
          2. Порядок и условия государственного социального страхования,
      виды  и  размеры  компенсаций  и льгот,  предоставляемых гражданам
      Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей  статьи,
      устанавливаются    законодательством    Российской   Федерации   и
      законодательством субъектов Российской Федерации.
   
          Статья 19.  Обязанности граждан Российской Федерации в области
      защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Граждане Российской Федерации обязаны:
          соблюдать законы и иные нормативные правовые  акты  Российской
      Федерации,  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты субъектов
      Российской Федерации в области защиты населения  и  территорий  от
      чрезвычайных ситуаций;
          соблюдать меры безопасности в  быту  и  повседневной  трудовой
      деятельности,    не   допускать   нарушений   производственной   и
      технологической дисциплины, требований экологической безопасности,
      которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
          изучать основные способы  защиты  населения  и  территорий  от
      чрезвычайных  ситуаций,  приемы оказания первой медицинской помощи
      пострадавшим,  правила пользования коллективными и индивидуальными
      средствами   защиты,  постоянно  совершенствовать  свои  знания  и
      практические навыки в указанной области;
          выполнять установленные   правила   поведения   при  угрозе  и
      возникновении чрезвычайных ситуаций;
          при необходимости    оказывать    содействие    в   проведении
      аварийно-спасательных и других неотложных работ.
   
                Глава v. Подготовка населения в области защиты
                           от чрезвычайных ситуаций
   
          Статья 20.   Подготовка   населения   в   области   защиты  от
      чрезвычайных ситуаций
   
          Порядок подготовки населения в области защиты от  чрезвычайных
      ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
          Подготовка населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях
      осуществляется  в  организациях,  в  том  числе  в образовательных
      учреждениях, а также по месту жительства.
          Подготовка руководителей  и специалистов организаций,  а также
      сил единой государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации
      чрезвычайных   ситуаций   для   защиты  от  чрезвычайных  ситуаций
      осуществляется в учреждениях среднего и высшего  профессионального
      образования,  в учреждениях повышения квалификации,  на курсах,  в
      специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту
      работы.
   
          Статья 21.  Пропаганда  знаний  в  области  защиты населения и
      территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Пропаганда знаний в области защиты населения и  территорий  от
      чрезвычайных    ситуаций   обеспечивается   органами   управления,
      входящими  в  единую  государственную  систему  предупреждения   и
      ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,  совместно  с  общественными
      объединениями,  осуществляющими свою деятельность в области защиты
      и  спасения  людей,  федеральными органами государственной власти,
      органами государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,
      органами местного самоуправления, организациями.
          Для пропаганды знаний в области защиты населения и  территорий
      от  чрезвычайных  ситуаций  могут использоваться средства массовой
      информации.
   
                Глава vi. Порядок финансового и материального
                 обеспечения мероприятий по защите населения
                    и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Статья 22. Финансирование целевых программ
   
          Финансирование целевых  программ   по   защите   населения   и
      территорий  от чрезвычайных ситуаций,  по обеспечению устойчивости
      функционирования  организаций  осуществляется  в  соответствии   с
      законодательством   Российской   Федерации   и   законодательством
      субъектов Российской Федерации.
   
          Статья 23.  Финансирование  органов   управления,   специально
      уполномоченных  на  решение  задач  в  области  защиты населения и
      территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Финансирование деятельности  постоянно   действующих   органов
      управления,  специально  уполномоченных на решение задач в области
      защиты  населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,
      осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
   
          Статья 24.    Финансирование    мероприятий    по   ликвидации
      чрезвычайных ситуаций
   
          Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
      проводится  за  счет  средств  организаций,  находящихся  в  зонах
      чрезвычайных ситуаций,  средств федеральных органов исполнительной
      власти,   соответствующих  бюджетов,  страховых  фондов  и  других
      источников.
          При отсутствии   или  недостаточности  указанных  средств  для
      ликвидации чрезвычайных ситуаций  выделяются  средства  резервного
      фонда    Правительства    Российской    Федерации    в    порядке,
      устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
   
          Статья 25.  Создание и  использование  резервов  финансовых  и
      материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
   
          Резервы финансовых  и  материальных  ресурсов  для  ликвидации
      чрезвычайных   ситуаций   создаются   заблаговременно   в    целях
      экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения
      чрезвычайных ситуаций.  Указанные резервы  создаются  федеральными
      органами  исполнительной  власти,  органами  исполнительной власти
      субъектов  Российской  Федерации,  а   также   органами   местного
      самоуправления.
          Порядок создания и  использования  указанных  в  части  первой
      настоящей  статьи  резервов  и  порядок восполнения использованных
      средств этих резервов  определяются  законодательством  Российской
      Федерации,  законодательством  субъектов  Российской  Федерации  и
      нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
   
                Глава vii. Государственная экспертиза, надзор
                   и контроль в области защиты населения и
                     территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Статья 26.  Государственная  экспертиза   в   области   защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Государственная экспертиза   предполагаемых   для   реализации
      проектов и решения по  объектам  производственного  и  социального
      назначения   и   процессам,   которые   могут   быть   источниками
      чрезвычайных ситуаций  или  могут  влиять  на  обеспечение  защиты
      населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,  организуется и
      проводится  специально   уполномоченными   федеральными   органами
      исполнительной  власти  и органами исполнительной власти субъектов
      Российской Федерации в  целях  проверки  и  выявления  степени  их
      соответствия   установленным   нормам,  стандартам  и  правилам  и
      осуществляется  в  соответствии  с  законодательством   Российской
      Федерации.
          В случае    необходимости    экспертиза   предполагаемых   для
      реализации проектов и  решений  по  объектам  производственного  и
      социального назначения и процессам, которые могут быть источниками
      чрезвычайных ситуаций  или  могут  влиять  на  обеспечение  защиты
      населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться
      общественными объединениями и  независимыми  экспертами,  а  также
      специалистами международных   экспертных  организаций  в  порядке,
      установленном законодательством Российской Федерации.
   
          Статья 27.  Надзор  и  контроль  в  области защиты населения и
      территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
      территорий  от  чрезвычайных  ситуаций проводятся в соответствии с
      задачами,   возложенными   на   единую   государственную   систему
      предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  в  целях
      проверки  полноты   выполнения   мероприятий   по   предупреждению
      чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц,  сил и средств
      к действиям в случае их возникновения.
          Государственный надзор  и   контроль   в   указанной   области
      осуществляются федеральными   органами   исполнительной  власти  и
      органами исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  в
      соответствии с    законодательством    Российской    Федерации   и
      законодательством субъектов Российской Федерации.
   
          Статья 28.   Ответственность   за  нарушение  законодательства
      Российской Федерации в области защиты населения  и  территорий  от
      чрезвычайных ситуаций
   
          Виновные в   невыполнении   или   недобросовестном  выполнении
      законодательства Российской Федерации в области защиты населения и
      территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,   создании   условий  и
      предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций,  непринятии мер
      по   защите   жизни   и   сохранению   здоровья   людей  и  других
      противоправных действиях должностные лица  и  граждане  Российской
      Федерации       несут       дисциплинарную,      административную,
      гражданско-правовую и уголовную ответственность,  а организации  -
      административную    и    гражданско-правовую   ответственность   в
      соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации    и
      законодательством субъектов Российской Федерации.
   
                Глава viii. Международные договоры Российской
                    Федерации в области защиты населения и
                     территорий от чрезвычайных ситуаций
   
          Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
   
          Если международными     договорами     Российской    Федерации
      установлены  иные  правила,   чем   те,   которые   содержатся   в
      законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и
      территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  то  применяются   правила
      международных договоров Российской Федерации.
   
                      Глава ix. Заключительные положения
   
          Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
   
          Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
      официального опубликования.
   
          Статья 31.   Приведение   нормативных   правовых    актов    в
      соответствие с настоящим Федеральным законом
   
          Нормативные акты Президента Российской Федерации,  нормативные
      правовые акты Правительства  Российской  Федерации,  ведомственные
      нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты
      субъектов Российской Федерации,  нормативные правовые акты органов
      местного  самоуправления  приводятся  в  соответствие  с настоящим
      Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в
      силу.
          Правительство Российской  Федерации  в  трехмесячный  срок   в
      установленном  порядке  вносит в Государственную Думу Федерального
      Собрания   Российской   Федерации   предложения    о    приведении
      законодательства  Российской  Федерации в соответствие с настоящим
      Федеральным законом.
   
                                                               Президент
                                                    Российской Федерации
                                                                Б.ЕЛЬЦИН
      Москва, Кремль.
      21 декабря 1994 года.
      n 68-ФЗ
   
   
      ------------------------------------------------------------------