ПРОТОКОЛ 7-ой Конференции по карантину растений государств-участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии 23-27 ноября 1998 года город Москва На конференции присутствовали руководители и специалисты национальных служб по карантину растений государств-участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии (список участников прилагается). Было оглашено приветствие вице-премьера Правительства Российской Федерации Г.В.Кулика. Председателем конференции избран начальник Государственной инспекции по карантину растений Российской Федерации Васютин А.С. По предложению участников конференции Васютин А.С. избран председателем Информационно- Координационного Совета. С приветственным словом к участникам конференции обратился Заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Алгинин В.И. В соответствии с утвержденной повесткой дня участники конференции заслушали доклад директора Всероссийского НИИ карантина растений доктора биологических наук, член корр. РАСХН Сметника А.И. "Новые потенциально опасные карантинные вредные организмы. Новые международные требования по карантину растений и доклад Генерального директора ЕОЗР д-ра И.М.Смита «o требованиях Всемирной Торговой Организации (ВТО) в области карантина растений». На конференции была также заслушана информация рукаводителей национальных служб карантина растений о проводимой работе по выполнению Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений, подписанного главами правительств государств СНГ 13 ноября 1992 года в городе Москве. В выступлениях участников конференции отмечалось, что принятие единого Перечня Карантинных Вредных Организмов (КВО) для стран СНГ на 6-ой конференции способствовало осуществлению странами соответствующих мер по предотвращению завоза и распространения карантинных и других особо опасных, отсутствующих на территориях стран вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков. Проводится в рамках соглашения взаимодействие между национальными службами карантина растений по обеспечению своевременного прохождения импортных, экспортных и транзитных подкарантинных грузов через ППКР на внешних границах государств-содружеств и государств Балтии. Регулярно осуществляется обмен информацией о карантинном состоянии территорий государств, а также образцами фитосанитарных сертификатов и другой документацией. Практически вся подкарантинная продукция, поступающая через ППКР государств Содружества и государств Балтии, сопровождается фитосанитарными сертификатами. Во всех государствах-участниках «Соглашения», а также государствах Балтии приняты соответствующие нормативные документы (законы, правила, положения, уставы и т.д.), регламентирующие деятельность национальных карантинных служб. Вместе с тем, в процессе реализации положений Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений имеется ряд недостатков и нерешенных проблем. Отмечаются случаи подделки или неправильного оформления фитосанитарных сертификатов и импортных карантинных разрешений. Не всегда наличие фитосанитарного сертификата соответствует карантинному состоянию груза, сопровождаемого этим документом. Имеются случаи нарушения требований по упаковочному материалу и состоянию транспортных средств. В ряде регионов возникли проблемы в организации карантинного обеззараживания и в целом эффективной деятельности фумигационных отрядов (Казахстан и др.). Отдельными государствами СНГ медленно решаются вопросы по вступлению в Европейскую и Средиземноморскую организацию по защите растений (ЕОЗР). Пока только Российская Федерация, Украина, Латвия, Литва и Эстония являются членами этой организации. Недостаточно проводится информационная работа о роли ФАО, ВТО, Международной конвенции по защите растений (МКЗР) в области карантина растений и значении членства наших государств в этих организациях. Участники конференции выразили озабоченность о том, что в условиях децентрализации поставок растительной и другой подкарантинной продукции, развитии прямых производственных и торговых связей со многими государствами, а в отдельных случаях и снижении уровня карантинного фитосанитарного контроля на границе в силу недостаточной штатной и финансовой обеспеченности возрастает угроза заноса и распространения новых для государств СНГ и государств Балтии КВО (ожог плодовых, индийская головня пшеницы, капровый жук, кукурузный жук диабротика). Участники конференции выразили озабоченность тем обстоятельством, что в отдельных государствах Содружества создаются предпосылки к децентрализации государственных служб карантина растений, объединения их со службами не имеющих прямого отношения к карантинному фитосанитарному контролю, что противоречит международным стандартам ФАО и требований МКЗР о фундаментальных принципах карантина растений. В связи с этим, настоятельно требуется дальнейшее укрепление и централизация национальных государственных служб карантинного фитосанитарного контроля, совершенствование научно-методического руководства и координации их взаимодействия по выполнению положений Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений. Учитывая вышеизложенное, и в целях обеспечения выполнения Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений от 13 ноября 1992 года, участники конференции решили: 1. Обратиться в Межведомственный совет по вопросам агропромышленного комплекса о необходимости сохранения государственного статуса национальных служб карантина растений в соответствии с требованиями ФАО и Международной конвенции по защите растений. 2. Продолжить ежегодный обмен между национальными службами карантина растений обзорами распространения карантинных организмов, направляя их службам карантина растений стран СНГ и Балтии не позже 31 марта, а также вновь принятыми законодательными актами и нормативными документами, регулирующими мероприятия по карантину растений в этих странах. Произвести обмен образцов фитосанитарных сертификатов национальными службами карантина растений стран СНГ и Балтии. 3. Просить соответствующие уполномоченные органы государств Содружества, являющихся членами Европейской и Средиземноморской организации по защите растений, рассмотреть вопрос о вступлении в эту организацию. 4. Рекомендовать Государственным службам карантина растений государств Содружества, не являющихся членами ЕОЗР, войти в свои правительства с предложением делегирования представительства своих стран в ЕОЗР одной из стран членов ЕОЗР. 5. Обратить внимание руководителей национальных служб карантина растений стран СНГ на необходимость подтверждения вновь выявленных карантинных объектов Всероссийским научно-исследовательским институтом карантина растений (ВНИИКР) нли другим уполномоченным национальным законодательством научным учреждением. 6. Выдача импортных карантинных разрешений на ввоз подкарантинной продукции из стран, не входящих в СНГ, находится в компетенции национальных служб карантина растений стран СНГ. Перечень продукции, ввоз и транзит которой допускается без импортных карантинных разрешений, доводится до сведения служб карантина растений всех стран СНГ и Балтии. Ввоз и транзит семян и посадочного материала из стран, не входящих в СНГ, допускать только на основании импортных карантинных разрешений, выдаваемых органами Государственной службы карантина растений страны-импортера. 7. При экспорте за пределы стран СНГ больших партий подкарантинной продукции фитосанитарный сертификат выдавать на каждую ее транспортную единицу. 8. Рекомендовать национальным службам карантина растений стран СНГ практиковать профилактическое обеззараживание подкарантинных грузов из стран Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки, представляющих реальный фитосанитарный риск заноса вредителей запасов карантинного значения, средиземноморской плодовой мухи, розового червя и других карантинных вредных организмов. 9. Практиковать предварительную публикацию тезисов докладов Государственных служб карантина растений и иных, подлежащих обсуждению на конференциях материалов, для чего представлять их в Информационно- Координационный Совет за месяц до начала очередной конференции. 10. Поручить Информационно-Координационному Совету: разработать единую защищенную форму фитосанитарного сертификата; проработать вопрос о предоставлении Информационно-Координационному Совету прав юридического лица; подготовить концепцию создания информационно-справочной системы Государственных служб карантина растений стран СНГ и Балтии; обратиться в ЕОЗР с просьбой включить в перечень рабочих языков ЕОЭР русский язык. 11. Просить Государственную службу карантина растений Российской Федерации до проведения очередной конференции обеспечивать Государственные службы карантина растений стран не членов ЕОЗР информацией о принимаемых ЕОЗР решениях и о проводимых ею мероприятиях. 12. Просить Росгоскарантин и Укргоскарантин организовать практическое обучение специалистов служб карантина растений стран СНГ приемам обеззараживания подкарантинной продукции, практике проверки древесины и других лесоматериалов, предназначенных на экспорт, а также по другим вопросам карантина растений. 13. В соответствии со Статьей 8 Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений очередную 8-ую конференцию по карантину растений государств- участников СНГ и государств Балтии провести в 1999 году в Туркменистане. Просить Госинспекцию по карантину растений Туркменистана согласовать этот вопрос с Правительством. За службу карантина растений Азербайджанской Республики И.Зейналов За службу карантина растений Республики Беларусь М.Походня За службу карантина растений Киргизской Республики Е.Ищенко За службу карантина растений Республики Молдова Н.Соя За службу карантина растений Российской Федерации А.Васютин За службу карантина растений Республики Таджикистан М.Самадов За службу карантина рас-гений Туркменистана И.Карлиев За службу карантина растений Республики Узбекистан М.Джуманиязов За службу карантина растений Украины А.Мовчан За службу карантина растений Латвийской Республики А.Бокумс За службу карантина растений Литовской Республики Э.Моркявичус За службу карантина растений Эстонской Республики Р.Койдумаа