Административные правонарушения и административная ответственность (Статьи №№ 10-40 и 96-99 из Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.) (действующая редакция) Административное правонарушение и административная ответственность Статья 10. Понятие административного правонарушения Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Статья 11. Совершение административного правонарушения умышленно Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Статья 12. Совершение административного правонарушения по неосторожности Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Статья 13. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Статья 14. Ответственность несовершеннолетних К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР. В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 49, 114 - 122, 148, 158, 159, 165, 165.8, 172 - 175, 183, 183.1, 183.2, 183.3 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 165 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР. Статья 15. Ответственность должностных лиц Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений: работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего Кодекса; работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 110 - 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных статьями 105 - 108 настоящего Кодекса. Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства Находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам СССР пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и РСФСР, разрешается дипломатическим путем. Физические лица иностранных государств и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат административной ответственности на общих основаниях с физическими лицами Российской Федерации. Статья 18. Крайняя необходимость Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Статья 19. Необходимая оборона Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Статья 20. Невменяемость Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. В отношении лиц, освобожденных по указанным в части первой настоящей статьи основаниям от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 117, 120, 124, 147, 151, 160 - 163 настоящего Кодекса, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях; О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 49, 117, 120, 124, 147, 151, 153, 158, 160 - 163 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал. Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Административное взыскание Статья 23. Цели административного взыскания Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Статья 24. Виды административных взысканий За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3 - 6, 8 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а административный арест - только законодательными актами СССР. В исключительных случаях, определяемых законодательными актами СССР, административный арест может устанавливаться и законодательными актами РСФСР. Законодательными актами Союза ССР и РСФСР могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий в соответствии с принципами и общими положениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Статья 25. Основные и дополнительные административные взыскания Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 24 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Статья 26. Предупреждение Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Статья 27. Штраф Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - минимальный размер оплаты труда) на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в части второй настоящей статьи. Статья 28. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статья 29. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статья 30. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Статья 31. Исправительные работы Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Статья 32. Административный арест Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Статья 32.1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации. Наложение административного взыскания Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах: 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишения специального права - годами, месяцами или днями. Статья 38. Сроки наложения административного взыскания Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Указанные в настоящей статье сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса СССР. Статья 39. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Статья 40. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает пятидесяти рублей, а районный (городской) народный суд - независимо от размера ущерба. В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. Административные правонарушения в сельском хозяйстве. Нарушения ветеринарно-санитарных правил Статья 96. Потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений Потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур либо повреждение насаждений сельскохозяйственных организаций и предприятий независимо от организационно-правовых форм, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств скотом или птицей - влечет наложение штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за нарушение, предусмотренное частью первой настоящей статьи, - влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от десяти до сорока минимальных размеров оплаты труда. Проезд по посевам или насаждениям на автомобиле либо тракторе, комбайне или иной самоходной машине - влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда. Проезд по посевам или насаждениям на гужевом транспорте - влечет наложение штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 97. Нарушение правил борьбы с карантинными организмами, болезнями растений Нарушение правил борьбы с карантинными организмами (карантинными и другими опасными вредителями), болезнями растений - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 97.1. Невыполнение законных предписаний органов Государственной службы по карантину растений Невыполнение законных предписаний органов Государственной службы по карантину растений о проведении обследования состояния земель сельскохозяйственного назначения и иных земель, складских помещений и транспортных средств в целях выявления карантинных организмов - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - до десяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 98. Нарушение правил ввоза и вывоза подкарантинных продукции, грузов и материалов Нарушение правил ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации подкарантинных продукции, грузов и материалов - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Нарушение правил вывоза подкарантинных продукции, грузов и материалов за пределы зон, в которых объявлен карантин, - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 98.1. Нарушение правил производства, заготовки, хранения, перевозки, переработки, реализации и использования подкарантинных продукции, грузов и материалов Нарушение правил производства, заготовки, хранения, перевозки, переработки, реализации и использования подкарантинных продукции, грузов и материалов - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 99. Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками* Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками - влечет предупреждение. Непринятие мер по борьбе с сорняками в течение года после предупреждения - влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти рублей и на должностных лиц - от двадцати до тридцати рублей. Злостное непринятие мер по борьбе с сорняками - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати рублей и на должностных лиц - от сорока до пятидесяти рублей. Статья 99.1. Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов* Непринятие мер к обеспечению установленного режима охраны посевов конопли и масличного мака, мест хранения и переработки урожая этих культур, а равно непринятие мер к уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. Статья 99.2. Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли* Незаконные посев или выращивание масличного мака, а также конопли, кроме запрещенной к возделыванию индийской, южной маньчжурской, южной чуйской, южной архонской и южной краснодарской, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двадцати до ста рублей. Статья 99.3. Невыполнение законных предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений Невыполнение законных предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, о проведении мероприятий по защите растений от вредителей и болезней растений на территориях сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, а также городских и иных поселений - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до семи минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 99.4. Нарушение правил хранения, перевозки и применения пестицидов Нарушение правил хранения, перевозки и применения пестицидов - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 99.5. Воспрепятствование осуществлению должностными лицами органов Государственной службы по карантину растений и должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, возложенных на них полномочий Воспрепятствование осуществлению должностными лицами органов Государственной службы по карантину растений и должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, возложенных на них полномочий - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до семи минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда.